Судья Верховного Суда Республики Бурятия Казанцева Т.Б., при секретаре Ефремовой Е.В., с участием прокурора Осиповой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы представителей ООО "Сокол" Бураевой С.В., Ильюнова Б.Н. на решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 15 марта 2019 года, принятое по жалобе ООО "Сокол" на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия от 5 декабря 2018г. ООО "Сокол" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Решением Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 15 марта 2019г, принятым по жалобе ООО "Сокол", постановление оставлено без изменения.
В жалобах на указанное решение представители ООО "Сокол" просят его отменить и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью состава административного правонарушения в действиях юридического лица, либо направить жалобу на рассмотрение по подведомственности - в Арбитражный суд Республики Бурятия. Кроме того, заявитель жалобы указал на несоразмерность суммы назначенного штрафа.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав представителя ООО "Сокол" Ильюнова Б.Н, поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ Белоусову М.М, возражавшую против удовлетворения жалоб, суд приходит к выводу, что постановление постановлено законно и обоснованно, однако подлежит изменению в части размера назначенного штрафа.
Частью 1 ст.7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, - в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со ст. 49 Закона Российской Федерации от 21.02.1992г. N2395-1 "О недрах" (далее - Федеральный закон N2395-1) лица, виновные в нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст.11 Федерального закона N2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Как следует из материалов дела, ООО "Сокол", генеральным директором которого является П,, на основании договора подряда на выполнение полного комплекса работ, N 2/2017 от 01.06.2017г, заключенного с ООО "... " которое является недропользователем данного участка на основании лицензии "... " (срок лицензии до 3 марта 2030 года), осуществляло добычу россыпного золота на производственном участке "... " в промывочный сезон 2018 г.
На основании заключенных с ООО "Сокол" трудовых договоров работы выполнялись работниками В, С, Х, А.
В соответствии с договором подряда и протоколом заседания ТКР Центрсибнедра от 07.08.2015г. N23 предусмотрен сроки промывки песков (промывочный сезон) до 1 октября соответствующего года.
Однако в результате проверки, проведенной Прокуратурой Баунтовского района РБ с привлечением сотрудников Управления ФСБ по РБ, специалистов Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, Забайкальского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору было выявлено, что в период с середины сентября 2018г. по 19 сентября 2018г, то есть до окончания промывочного сезона, в лесном массиве в 2 км. восточнее рабочего поселка участка "... " ООО "Сокол" осуществило пользование недрами за пределами лицензионного участка без разрешающего документа (лицензии).
Содержащийся в обжалуемых постановлении и решении вывод о совершении ООО "Сокол" административного правонарушения основан на всесторонне и полно исследованных доказательствах, предусмотренных ст.26.2 КоАП РФ, полученных без нарушения требований закона, анализ которых подробно приведен в постановлении и решении.
Доводы жалоб об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт совершения юридическим лицом вменяемого правонарушения, является несостоятельным и опровергается материалами дела.
Наличие состава и события административного правонарушения, совершённого юридическим лицом ООО "Сокол" нашло своё подтверждение при рассмотрении дела и подтверждается такими обстоятельствами как наличием нерасторгнутых трудовых отношений с работниками ООО "Сокол" на момент совершения противоправных действий, выразившихся в самовольном пользовании недрами, использовании технических средств ранее применявшихся ООО "Сокол" на участке, закреплённом за недропользователем ООО "... ", в том числе и при работах на участке самовольного пользования недрами; наличием нерасторгнутого договора подряда ООО "Сокол" с недропользователем ООО "... " как основания для нахождения на участках пользования недрами и выполнения работ с учётом указанного в договоре промывочного сезона до 1 октября.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: материалами проверки прокуратуры Баунтовского района Республики Бурятия, справкой государственного инспектора Управления Росприроднадзора Д. с фотоматериалами от 10.10.2018г, объяснениями А, В, С, П, Х, А, трудовыми договорами, заключенными с С, Х, А,, копиями документов, полученных при проведении прокуратурой Баунтовского района проверки по факту незаконного пользования недрами;
Доводы заявителя жалобы о том, что незаконное пользование недрами осуществлялось физическими лицами, за действия которых юридическое лицо ответственности нести не может, опровергаются материалами дела, поскольку в письменных объяснениях В, С, Х, А. указали в качестве своего места работы на момент проверки ООО "Сокол", то есть фактически трудовые отношения были продолжены, более того в осуществлении пользования недрами за пределами лицензионного участка участвовал также генеральный директор ООО "Сокол" П, также состоящий в трудовых отношениях с данным юридически лицом.
То обстоятельство, что А, Х, В, П. были привлечены к административной ответственности как физические лица во внимание быть приняты не могут, поскольку в силу ч.3 ст.2.1 КоАП РФ привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, должностное лицо и суд пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "Сокол" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда вышестоящей инстанции не имеется.
Между тем, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о возможности снижения размера назначенного административного наказания за совершенное правонарушение.
Санкция ч.1 ст.7.3 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
С учетом положений п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25 февраля 2014г. N4-П, целей административного наказания, установленных ст.3.1 КоАП РФ, учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, финансовое положение юридического лица, привлекаемого к ответственности, отсутствие информации о привлечении ранее к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, судья вышестоящего суда приходит к выводу о необходимости снижения установленного в отношении ООО "Сокол" административного наказания до 400 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия от 5 декабря 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Сокол" изменить в части назначенного наказания, снизив размер назначенного административного штрафа до 400000 рублей.
В остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья: Казанцева Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.