Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Вольной Е.Ю., при секретаре Ефремовой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кондратова С.В. к Министерству обороны РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения по Хабаровскому краю" МО РФ, Военному комиссариату РБ о перерасчете пенсии, взыскании убытков по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Лебедева С.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 17 января 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Кондратова С.В. к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату РБ о перерасчете пенсии, взыскании убытков удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства обороны РФ в пользу Кондратова С.В. денежные средства в виде недополученной пенсии в размере 171985,37 руб, судебные расходы в сумме 4639,7 руб.
В остальной части исковые требования Кондратова С.В. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А, пояснения истца Кондратова С.В, представителя ответчика Военного комиссариата РБ по доверенности Скворцовой Л.С, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы и возражениями на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истец Кондратов С.В. просил обязать Военный комиссариат РБ произвести перерасчет пенсии за период с "... ". по "... ". с учетом индексации потребительских цен, взыскать с Министерства обороны РФ в лице ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю" убытки в виде недополученной пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что с "... ". истец является пенсионером вооруженных сил РФ и получает пенсию за выслугу лет. При этом истцом установлено, что при переводе истца на воинскую должность с меньшим должностным окладом денежного содержания работниками управления кадров Сибирского военного округа в приказ об увольнении N "... " от "... ". не были включены сведения о сохранении права на начисление пенсии за выслугу лет исходя из тарифного разряда по ранее замещающей должности, которое имелось у истца в соответствии с Постановлением Совета Министров-Правительства РФ N941 от 22.03.1993г. Это повлекло в дальнейшем нарушение его прав, поскольку пенсия истцу начислялась в меньшем размере от положенного. По обращению истца командующим войсками Восточного военного округа в приказ N "... " от "... ". внесены соответствующие изменения. Однако перерасчет пенсии Военным комиссариатом РБ произведен лишь с "... ". Поскольку убытки истца в виде недополученной пенсии причинены по вине органов Министерства обороны РФ, с учетом ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", истец полагает, что военным комиссариатом должен быть произведен перерасчет пенсии, недополученная за период с "... ". пенсия подлежит возмещению за счет Министерства обороны РФ.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования в части взыскиваемой суммы, просил взыскать с Министерства обороны РФ убытки в размере 239 513,50 руб. и расходы по госпошлине в сумме 5 595,13 руб, также просил обязать военный комиссариат признать за ним право на перерасчет пенсии.
Представитель ответчика Военного комиссариата РБ по доверенности Скворцова Л.С. иск не признала, пояснив, что Военный комиссариат РБ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не относится к органам, производившим начисление пенсии. При поступлении в Военный комиссариат РБ сведений о внесении в приказ изменений о сохранении за истцом права на начисление пенсии за выслугу лет исходя из тарифного разряда по ранее замещающей должности, органом военного пенсионного обеспечения произведен соответствующий перерасчет.
Представители ответчика Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю", надлежаще извещенные, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, направив возражения, в которых указали на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.
Районным судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ по доверенности Лебедев С.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, считая решение суда незаконным и необоснованным. Указывает, что спорные отношения являются по своему содержанию пенсионными и регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере социального обеспечения, следовательно, к требованиям Кондратова о возмещении убытков в виде недополученной пенсии, не могут быть применены положения статей 15, 393 Гражданского кодекса РФ. Установленный законом механизм и порядок индексации пенсий не предусматривает увеличение их размера в связи с ростом индекса потребительских цен в субъекте РФ по месту жительства пенсионера, а перерасчет размера пенсии производится пенсионеру со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Судом первой инстанции при вынесении решения не было учтено, что Министерство обороны не осуществляет перерасчет размера пенсии, поскольку уполномоченным органом является военный комиссариат. В связи с чем Министерство обороны является ненадлежащим ответчиком по указанному спору, никаких прав и законных интересов Кондратова не нарушало и не препятствовало их законному осуществлению. Кроме того, принимая решение о взыскании с Министерства обороны судебных расходов в виде государственной пошлины в сумме 4639руб. 07коп, суд первой инстанции не учел, что указанный ответчик освобожден от ее уплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Военного комиссариата РБ по доверенности Скворцова Л.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Кондратов С.В. с апелляционной жалобы не согласился.
Представитель ответчика Военного комиссариата РБ по доверенности Скворцова Л.С. также выразила несогласие с доводами апелляционной жалобой, считая решение суда первой инстанции законным.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Хабаровскому краю", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, выслушав мнение участников судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Право на пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изменениями и дополнениями), нормы которого устанавливают виды и размеры пенсий, условия, определяющие право на их получение, порядок назначения и выплаты пенсий, в том числе ее пересмотр и перерасчет.
Исходя из ст. 6 приведенного закона, лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Согласно ч.1 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с пункта 8 Постановления Совета Министров - Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В силу подпункта "а" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Абзацем вторым пункта 9 постановления установлено, что офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ N4468-1 от 12.02.1993г. право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Из материалов дела следует и установлено районным судом, что истец с "... " по "... ". проходил военную службу в ВС РФ. Приказом "... " N "... " от "... ". назначен на должность "... " - "... " "... " "... " ( "... ") "... " "... " с "... " тарифным разрядом. В "... ". в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, приказом "... " N "... " от "... ". Кондратов СВ. назначен на должность "... " "... " КЭЧ с "... " тарифным разрядом с сохранением "... " тарифного разряда по ранее занимаемой должности.
Приказом Командующего войсками Сибирского военного округа N "... " от "... ". истец досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом начальника "... " "... " района N "... " от "... ". Кондратов СВ. исключен из списков личного состава части.
Районным судом установлено, что истец на момент его перемещения на должность "... " "... " "... " г. Улан-Удэ с меньшим тарифным разрядом имел выслугу продолжительностью "... " года "... " мес. в льготном исчислении. Также судом установлено, что на момент увольнения истца с военной службы Кондратов СВ. имел воинское звание - "... ".
При таких обстоятельствах, с учетом положений Закона РФ N4468-1 от 12.02.1993г, а также Постановления Совета Министров - Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, при увольнении с военной службы с должности "... " "... " "... " имеющей "... " тарифный разряд в звании "... ", истец имел право на начисление пенсии за выслугу лет исходя из оклада по штатной должности, которую он занимал до указанного перевода ( "... " тарифный разряд).
Однако, в приказе Командующего войсками Сибирского военного округа N0236 от 04.12.2008г. о переводе истца на должность "... " "... " КЭЧ с должности "... " - "... " ( "... ") "... " сведения о сохранении за истцом права на исчисление пенсии исходя из оклада по ранее замещающей должности не отражены, что повлекло назначение пенсии в меньшем размере.
Установив указанные обстоятельства, "... " приказом N "... " от "... ". в приказ "... " N "... " от "... ". внесены изменения с указанием, что Кондратов СВ. перемещается в связи с организационно-штатными мероприятиями с согласия военнослужащего на воинскую должность с меньшим должностным окладом денежного содержания с сохранением права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993г. N941 и получение оклада по ранее занимаемой воинской должности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.03.1999г. N305.
После обращения истца в Военный комиссариат РБ "... " г. за перерасчетом такой перерасчет пенсии был произведен лишь с "... ". Произвести перерасчет пенсии за период с "... ". по "... ". Военный комиссариат РБ отказался, ссылаясь на отсутствие вины.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, исходил из того, что права истца на полное пенсионное обеспечение, на которое он был вправе рассчитывать в соответствии Законом РФ N4468-1 от 12.02.1993г, а также Постановлением Совета Министров - Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года, при увольнении с военной службы, были нарушены, пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания недополученной пенсии в качестве убытков с Министерства обороны РФ.
Выводы суда надлежащим образом мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Районный суд обоснованно указал, что препятствием к назначению пенсии истцу в полном объеме явилось ненадлежащее оформление приказа в связи с перемещением истца, имеющего воинское звание "... ", по
организационно-штатными мероприятиями на воинскую должность с меньшим должностным окладом денежного содержания с сохранением права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993г. N941 и получение оклада по ранее занимаемой воинской должности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.03.1999г. N305.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу требований ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Судом установлено, что препятствием к назначению пенсии истцу в полном объеме явилось ненадлежащим образом оформленный приказ, не содержащий указание на право истца об исчислении пенсии исходя из оклада по должности, занимаемой до перемещения на нижестоящую должность при наличии такого права.
Издавая приказ N "... " от "... ". о внесении изменений в приказ "... " N "... " от "... ", ответчик -Министерство обороны РФ, признало наличие ошибки в оформлении спорного приказа, которая повлекла для истца убытки в виде недополученной пенсии.
С учетом изложенного районный суд обосновано удовлетворил исковые требования о взыскании убытков с Министерства Обороны РФ.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы в той части, в которой представитель Министерства Обороны РФ указывает на то, что районным судом при разрешении исковых требований Кондратова, заявившего, в том числе и об обязании Военного комиссариата РБ признать за ним право на перерасчет пенсии, не были в полной мере учтены положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 55 указанного закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за "... " месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Таким образом, с момента издания приказа N "... " от "... ". Кондратов С.В. приобрел право на перерасчет размера пенсии, но не более чем за "... " месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Как видно из материалов дела, Кондратов С.В, получив соответствующий приказ, обратился в Военный комиссариат РБ за перерасчетом пенсии "... " г, однако в нарушение положений ст. 55 ФЗ N 4468-1, перерасчет пенсии военным комиссариатом ему произведен лишь с "... " г. - с момента издания приказа N "... " от "... ".
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что требования Кондратова С.В. об обязании военного комиссариата признать за ним право на перерасчет пенсии подлежали частичному удовлетворению.
При установленных обстоятельствах решение суда в части отказа в иске в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения - об удовлетворении исковых требований Кондратова. Судебная коллегия признает за истцом право на перерасчет пенсии с "... " г, то есть не более чем за "... ", предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. В связи с чем у Военного комиссариата РБ возникает обязанность произвести перерасчет пенсии Кондратову С.В. с "... " г.
С учетом изложенного подлежит изменению размер убытков в виде недополученной пенсии, взысканных в пользу истца с Министерства обороны РФ - до "... " руб. (то есть за вычетом сумм, право на получение которых Кондратов С.В. имеет с "... " г, и которые подлежат выплате Военным комиссариатом). Правильность приведенного в судебном решении расчета ответчиками не оспаривается.
С учетом изложенного подлежит уменьшению и размер взысканных с Министерства обороны в пользу Кондратова судебных расходов по уплате госпошлины - до "... " руб..
Доводы представителя Министерства Обороны о том, что Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, не могут быть приняты в качестве основания для отмены судебного решения в указанной части, поскольку в данном случае судом был разрешен вопрос не о взыскании государственной пошлины, а о судебных расходах, которые понес истец в связи с обращением в суд.
Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда в части взыскания убытков, судебных расходов может быть отменено, в апелляционной жалобе не содержится.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 17 января 2019 г. изменить в части размера взысканных с Министерства Обороны РФ в пользу Кондратова С.В. убытков и судебных расходов.
Изложить абзац 2 решения в следующей редакции: взыскать с Министерства Обороны РФ в пользу Кондратова С.В. денежные средства в виде недополученной пенсии в размере 145337,98 руб, судебные расходы в сумме 4106,76 руб.
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 17 января 2019 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Кондратова С.В. к Военному комиссариату РБ о признании права на перерасчет пенсии.
Принять в данной части новое решение: признать за Кондратовым С.В. право на перерасчет пенсии в порядке ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей" с "... " г.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.