Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Холонгуевой О.Р., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гендель И.С. в интересах Гендель Д.А. к МКУ "Местная администрация МО "Баунтовский эвенкийский район" о признании права состоять на учете по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по доверенности Харакшиновой И.В. на решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Гендель И.С. удовлетворить.
Признать за Гендель Д.А, "... " года рождения, проживающего по адресу: "... ", право состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в категории "Инвалиды" с "... ".
Обязать МКУ "Местная администрация муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район" произвести действия в отношении Гендель Д.А, "... " года рождения, проживающего по адресу: "... ", по восстановлению на учет как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в категории "Инвалиды" с "... " года.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А, пояснения истца Гендель И.С, ее представителя по устному заявлению Генделя В.А, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы и возражениями на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском в интересах Гендель Д.А, истец Гендель И.С. просила признать за Генделем Д.А. право состоять в очереди на предоставление субсидии как лицу, проживающему в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, обязать МКУ "Местная администрация муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район" восстановить Генделя Д.А. в очереди с "... " года в категории "инвалиды" по программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Исковые требования мотивированы тем, что сын истца - Гендель Д.А. является "... ", "... ". В "... " года истец обратилась к ответчику МКУ "Местная администрация муниципального образования "Баунтовский эвенкийский район" с заявлением о постановке сына на учет граждан, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории "инвалиды". "... " года ответчик отказал в постановке на учет Генделя Д.А. в связи с тем, что он родился "... " года, позже даты, указанной в законе.
В судебном заседании истец Гендель И.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Молчанова А.С, будучи надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Третье лицо Гендель А.В. просил исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по доверенности Шаракшанэ А.В. в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве на иск представитель третьего лица просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что Гендель Д.А. родился позже 1 января 1992 года. Считает, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение указанной жилищной субсидии определяется временем рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - не позднее 1 января 1992 года, а также проживанием в указанных районах не менее 15 лет и отсутствием жилья в других регионах РФ.
Районным судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ по доверенности Харакшинова И.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального права. Все перечисленные в статье 1 Федерального закона от 25.10.2012г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" категории граждан должны отвечать требованию о прибытии (рождении) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года. У Гендель Д.А, родившегося "... ", то есть после 01.01.1992г, отсутствует право на получение жилищной субсидии. Кроме того, полагает, что в рамках рассмотрения настоящего дела подлежал выяснению факт проживания матери Гендель Д.А. на дату его рождения в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Гендель И.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Гендель И.С, представитель Гендель В.А. с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Представители ответчика МКУ "Местная администрация МО "Баунтовский эвенкийский район" Молчанов А.С, третьего лица Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ Харакшинова И.В. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гендель Д.А. родился "... " года в с. "... ", относящемся к приравненным местностям Крайнего Севера, является инвалидом с "... ".
Истец Гендель И.С. обратилась к ответчику МКУ "Местная администрация МО "Баунтовский эвенкийский район" с заявлением о постановке Гендель Д.А. на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "Инвалиды".
Уведомлением заместителя председателя комиссии по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Дашиева Б.Д. N "... " Гендель Д.А. отказано в постановке в очередь на получение жилищной субсидии по категории "Инвалид".
Удовлетворяя исковые требования, районный суд пришел к выводу, что Гендель Д.А. относится к категории граждан, подлежащих государственной поддержке и защите инвалидов с детства согласно абзацу 3 части 1 статьи 1 Федеральному закону от 25.10.2002г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". При этом для данной категории лиц, претендующих на получение жилищной субсидии, не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г, о продолжительности трудового стажа в таких регионах. К числу обязательных условий для предоставления жилищных субсидий Федеральным законом от 25.10.2002г. N125-ФЗ лицам указанной категории отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие жилья в других регионах РФ. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что понятия прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не тождественны, в связи с чем распространение на них условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г. является неправомерным.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ в их совокупности.
Оспаривая законность постановленного судом решения, в жалобе апеллянт ссылается на то, что одним из условий реализации гражданином, являющимся инвалидом с детства, права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 N125-ФЗ, является прибытие (рождение) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г.
Указанные доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года устанавливается Федеральным законом от 25.10.2002г. в редакции от 07.06.2017г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002г. N125-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002г. N125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2002г. N125-ФЗ гласит, что в первую очередь жилищные субсидии предоставляются инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом, прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи, с чем распространение на граждан, относящихся к категории инвалидов с детства и родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце 1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г, является неправомерным.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 апреля 2014 года N916-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
Изложенное свидетельствует о том, что положения ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ в их системном толковании не связывают право указанной категории граждан (инвалиды с детства) на получение социальной выплаты для приобретения жилья с датой их рождения (не позднее 01.01.1992г.). Определяющими являются обстоятельства, связанные с местом рождения гражданина и временем его проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Инвалиды с детства являются отдельной категорией граждан, которым меры социальной поддержки, в том числе единовременная социальная выплата на приобретение жилья, предоставляются с учетом их особого правового статуса и социальной незащищенности.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Гендель Д.А. прерывал проживание в "... ", либо имеет жилье в других регионах Российской Федерации, материалы не содержат, стороной ответчика такие сведения также не представлены. Напротив, районным судом установлено, что Гендель Д.А. с рождения непрерывно более "... " лет проживал на территории "... ".
Довод жалобы о том, что в рамках рассмотрения настоящего дела подлежал выяснению факт проживания матери Гендель Д.А. на дату его рождения в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местности, является необоснованным, основанным также на неверном толковании норм материального права.
Поскольку в суде первой инстанции установлено и материалами подтверждено, что местом рождения Гендель Д.А, "... ".р, является "... ", приравненный к районам Крайнего Севера, соответственно дополнительно устанавливать факт проживания его матери законом не требуется.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что мать Гендель Д.А. зарегистрирована по месту жительства на территории "... " по настоящее время.
Правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, в апелляционной жалобе не содержится.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, основаны на неверной оценке обстоятельств по делу и толкованию материального закона, регулирующего спорные отношения, и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено. С учетом изложенного, обжалуемое решение по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.