Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Гончиковой И.Ч., Мирзаевой И.И., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бароновской Ольги Валерьевны к ГУ "Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ" об обязании ежегодно обеспечивать путевкой на санаторно-курортное лечение по апелляционной жалобе истца Бароновской О.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 03 апреля 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Бароновской О.В. к ГУ "Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ об обязании ежегодно обеспечивать путевкой на санаторно-курортное лечение, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А, пояснения представителя ГУ "Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ" по доверенности Вараксиной Н.Е, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истец Бароновская О.В. просила обязать ответчика ГУ "Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ" обеспечивать ее путевкой на санаторно-курортное лечение ежегодно.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик обязан обеспечивать истца, являющегося инвалидом, путевкой на санаторно-курортное лечение ежегодно. В "... " году истец не была обеспечена путевкой, в "... " году также не обещают обеспечение путевкой по причине недостаточности денежных средств. Истец считает, что обеспечение ее санаторно-курортным лечением не должно ставиться в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг, санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться безусловно.
В судебном заседании истец Бароновская О.В. на требованиях настаивала, пояснив суду, в частности, что с "... " года была обеспечена санаторно-курортным лечением один раз, тогда как имеет право на такое лечение ежегодно.
Представитель ответчика по доверенности Вараксина Н.Е. с требованиями истца не согласилась, пояснив, что фонд обеспечивает граждан путевками в порядке очередности. Предоставляемые на эти цели финансовые средства не позволяют фонду обеспечить всех нуждающихся в путевках ежегодно. Истец состоит в очереди на обеспечение ее санаторно-курортным лечением и будет обеспечена путевкой в порядке очередности, предоставление путевки истцу вне очереди ущемляет права иных инвалидов, имеющих право на обеспечение путевкой.
Районным судом исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Бароновская О.В. просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. Недостаточность финансирования и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот, при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не является основанием для отказа и не освобождает фонд социального страхования от обязательств по предоставлению санаторно-курортной путевки. Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении, в порядке очередности. Федеральный закон от 17 июля 1999 года N178-ФЗ предусматривает право на ежегодное санаторно-курортное лечение истца.
В возражениях на апелляционную жалобу управляющий ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РБ Беняш Е.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Вараксина Н.Е. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Бароновская О.В, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя ответчика по доверенности Вараксиной Н.Е, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ).
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды (п. 8 ст. 6.1).
Статьей 6.2 указанного Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1.1 статьи).
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п. 3.9 Порядка).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, "... " года истец Бароновская О.В, являющаяся "... " и имеющая медицинские показания на обеспечение ее санаторно-курортным лечением, обратилась к ответчику с необходимыми документами для получения путевки на санаторно-курортное лечение в "... " году.
В тот же день "... " года истцу Бароновской О.В. ответчиком выдано уведомление о том, что она поставлена на учет для получения путевки.
Судом первой инстанции также установлено, что с момента постановки на учет для обеспечения санаторно-курортной путевкой до настоящего времени истец путевкой обеспечена не была, при этом данных, свидетельствующих об отказе ответчика в предоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение на основании ее заявления от "... " года, в материалах дела не содержится.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца Бароновской О.В, указав, что непредоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение в каком-либо году не свидетельствует о лишении принадлежащего истцу права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение или об отказе в предоставлении ей государственной социальной помощи.
Выводы суда надлежащим образом мотивированы, соответствуют фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Исходя из анализа содержания положений Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ, а также Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений, а поэтому вопреки доводам жалобы не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Принимая во внимание, что граждане, поставленные на учет для получения путевок ранее истца, также не были обеспечены путевками, судебная коллегия считает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Бароновской О.В. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение независимо от очередности, определяемой датой регистрации заявления.
Таким образом, истцу не было отказано в предоставлении санаторно-курортной путевки, она состоит на учете на ее получение, а потому не имеется оснований для признания нарушенным ее права на получение путевки.
Судебная коллегия полагает, что поскольку истец в установленном законом порядке обратилась с соответствующим заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, была поставлена на учет, то за ней сохраняется право на предоставление данной социальной услуги исходя из последовательности, очередности, определяемой датой регистрации ее заявления.
Правовых оснований для удовлетворения требований истца без учета очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, основаны на неверной оценке обстоятельств по делу и толкованию материального закона, регулирующего спорные отношения, и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, в апелляционной жалобе не содержится.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено. С учетом изложенного, обжалуемое решение по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 03 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.