Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В,
судей
коллегии Захарова Е.И,
Назимовой П.С,
при секретаре Мархаевой С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Халудоровой С-Д.Б. к Администрации г.Улан-Удэ о признании недействующим проекта планировки территории в части
по апелляционной жалобе Халудоровой С.-Д.Б.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 марта 2019 года которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, Халудорова С.-Д.Б. просила признать недействующим проект планировки территории юго-восточного района г.Улан-Удэ, утвержденный распоряжением Администрации г.Улан-Удэ N 494 от 25 апреля 2012 года, в части установления территориальной зоны улично-дорожной сети (ИТ-2) в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "... ".
Требования основаны на том, что 1 октября 2018 года Халудорова С-Д.Б. обратилась в КУИиЗ г.Улан-Удэ с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: "... ", на основании пункта "д" части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 16 октября 2002 года N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности". В удовлетворении данного заявления Халудоровой С.-Д.Б. отказано в связи с тем, что согласно проекту планировки территории испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования (улично-дорожная сеть, территориальная зона ИТ-2), где индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
По мнению заявителя, проект планировки территории юго-восточного района г.Улан-Удэ в оспариваемой части противоречит: 1) решению Совета депутатов г.Улан-Удэ от 31 августа 2018 года N 349-32, которым внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ" (далее - ПЗЗ), утвержденные решением от 25 марта 2008 года N 817-82, в соответствии с пунктом 1.1 которого образование земельных участков в целях их предоставления в соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 1 названного выше регионального закона осуществляется в соответствии с их фактическим использованием; 2) пункту "д" части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 16 октября 2002 года N 115-III. Испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне ИТ-2, которая не является зоной с особыми условиями использования. Градостроительным регламентом не предусмотрено размещение на данной территории объектов индивидуального жилищного строительства, вследствие чего заявитель не может реализовать свое право на получение земельного участка в собственность.
Административный истец Халудорова С-Д.Б. в суд первой инстанции не явилась, ее представитель Грабовская Н.П. требования поддержала.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ и Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ Прокопьева И.В. требования не признала.
Районный суд постановилрешение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель Халудоровой С-Д.Б. - Грабовская Н.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что решением Совета депутатов г.Улан-Удэ от 31 августа 2017 года внесены изменения в ПЗЗ, в результате чего в статью 3 общей части ПЗЗ введен пункт 4, в соответствии с которым образование земельных участков в целях их предоставления по пункту "д" части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 16 октября 2002 года N 115-III осуществляется в соответствии с их фактическим использованием, то есть с учетом существующей застройки и сложившегося землепользования. После внесения изменений все нормативно-правовые акты по вопросам землепользования и застройки, в том числе проекты планировки территорий должны применяться в части, не противоречащей ПЗЗ с учетом внесенных изменений.
В заседание судебной коллегии Халудорова С-Д.Б. не явилась, о рассмотрении дела надлежаще извещена. Ее представитель Грабовская Н.П. доводы жалобы поддержала.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ и Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ Прокопьева И.В. возражала против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 16 октября 2002 года N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" (далее также - Закон Республики Бурятия N 115-III) бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до 31 декабря 2010 года, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, в одном из следующих случаев:
находящиеся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона;
состоящие на государственном кадастровом учете на основании материалов инвентаризации, проведенной в соответствии с Программой инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 июня 1995 года N 227 "О Программе инвентаризации земель населенных пунктов в Республике Бурятия", и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона;
находящиеся в зоне сельскохозяйственного использования для ведения личного подсобного хозяйства и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008 года N 817-82 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ" (далее также - ПЗЗ).
Решением Совета депутатов г.Улан-Удэ от 31 августа 2018 года N 349-32 внесены изменения в ПЗЗ, согласно которым статья 3 дополнена пунктом 4, предусматривающим в том числе, что образование земельных участков в целях предоставления земельных участков в соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия N 115-III осуществляется в соответствии с их фактическим использованием.
Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 25 апреля 2012 года N 494-о утвержден проект планировки территории юго-восточного района г.Улан-Удэ, общей площадью 887,0 га (далее также - проект планировки).
В соответствии с пунктом 27 статьи 5 Устава городского округа "Город Улан-Удэ", принятого решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 8 мая 2007 года N 624-63, к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Судом установлено, что постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 5 марта 2012 года N 50 назначены публичные слушания по утверждению проектов планировок территорий юго-западного и юго-восточного районов г.Улан-Удэ. Постановление опубликовано в печатном издании "Правда Бурятии" N 9 от 8 марта 2012 года. 11 апреля 2012 года проведены публичные слушания, подготовлены протокол и заключение публичных слушаний, данные документы направлены главе муниципального образования для утверждения проекта планировки. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в указанном выше печатном издании N 15 от 9 апреля 2012 года.
Из дела видно, что при обращении Халудоровой С-Д.Б. в КУИиЗ г.Улан-Удэ ей было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: "... ", по пункту "д" части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия N 115-II. Основанием для этого послужило в том числе то, что схема расположения земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории - участок расположен в границах территории общего пользования (улично-дорожная сеть), где индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
Оспаривая проект планировки территории юго-восточного района г.Улан-Удэ в части установления территориальной зоны улично-дорожной сети (ИТ-2) в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "... ", Халудорова С.-Д.Б. ссылалась на то, что данный нормативный правовой акт противоречит Правилам землепользования и застройки с учетом указанных выше изменений, а также пункту "д" части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия N 115-III, поскольку при его принятии не были учтены требования о том, что образование земельных участков должно осуществляться в соответствии с их фактическим использованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что оспариваемый проект планировки территории принят уполномоченным органом местного самоуправления в пределах компетенции, предоставленной действующим законодательством, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вывод суда мотивирован тем, что оспариваемое регулирование осуществлено в сфере градостроительной деятельности и иные отношения не регламентирует, не нарушает прав административного истца. Данный вывод суда основан на законе, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются в том числе органами местного самоуправления, подготовка документации осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и иных документов, перечисленных в части 10 статьи 45 ГрК РФ.
Из содержания статей 41, 42 ГрК РФ следует, что планировка территории является деятельностью уполномоченных органов, в том числе органов местного самоуправления, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории и отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав.
Следовательно, утверждение заявителя о том, что при принятии проекта планировки орган местного самоуправления должен был учитывать исключительно сложившуюся застройку, не основано на законе.
Судом установлено, что испрашиваемый Халудоровой С.-Д.Б. земельный участок согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ" расположен в зоне ИТ-2 (зона городского наземного транспорта). Указанное зонирование не предполагает размещение индивидуального жилищного строительства.
Разработка документации по планировке территории произведена в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Улан-Удэ". Каких-либо противоречий между оспариваемым нормативным правовым актом и градостроительным законодательством, а также приведенными заявителем положениями Правил землепользования и застройки, Закона Республики Бурятия N 115-III, не установлено.
Таким образом, требования Халудоровой С.-Д.Б. удовлетворению не подлежали.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда, повторяют доводы административного истца в суде первой инстанции, которым в решении дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с решением суда не является предусмотренным законом основанием для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции установленных ст.310 КАС РФ оснований к отмене решения не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Е.И. Захаров
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.