Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В., судейколлегии Назимовой П.С., Захарова Е.И.,
при секретаре Мархаевой С.Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мамажонова Нуриддина Рахимжон угли к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации незаконным, необоснованным и его отмене, по апелляционной жалобе представителя административного истца Старковой Е.В. на решение Советского районного суда города Улан-Удэ от 25 марта 2019 г, которым постановлено:
Исковые требования Мамажонова Нуриддина Рахимжон угли к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации незаконным и необоснованным и его отмене - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя административного истца Старковой Е.В, представителя МВД по Республике Бурятия Щетинина М.В, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Мамажонов Н.Р.-у. обратился с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия с требованием о признании незаконным решения от 21 сентября 2018 года о сокращении срока временного пребывания на территории Российской Федерации и его отмене.
Исковые требования мотивированы тем, что он проживает в Российской Федерации 8 лет, ни к уголовной, ни к административной ответственности не привлекался, в социальных сетях не зарегистрирован, никакой деятельностью вопреки интересам Российской Федерации не занимался и не занимается, работает на стройке.... зарегистрировал брак с ФИО1, на его иждивении находятся двое детей - ФИО1 и ФИО2
В суд первой инстанции административный истец Мамажонов Н.Р.-у не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Старкова Е.В. исковые требования поддержала, пояснив, что наложение обязанности о выезде истца за пределы РФ нарушает его права и права его семьи. На иждивении у Мамажонова Н.Р.-у. находятся двое несовершеннолетних детей, супруга беременна. В Узбекистане семья прожить не сможет, так как там нет работы.
Представители административного ответчика МВД по Республике Бурятия Щетинин М.В, Шелковникова Е.Ю. возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив, что оспариваемое решение принято на основании информации, поступившей из УФСБ России по РБ.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Старкова Е.В. просит решение отменить, исковые требования удовлетворить, указывая, что решение вынесено незаконно и необоснованно.
В суд апелляционной инстанции административный истец Мамажонов Н.Р.-у. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Старкова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Щетинин М.В. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N115-ФЗ) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении него в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 21.2 Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 18.12.2017 г. N 933 срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случаях, если: в отношении иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации, принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным статьями 26 и 27 Федерального закона от 20 апреля 2014 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Из пункта статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если то необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
Из материалов дела следует и судом установлено, что Мамажонов Н.Р.-у. является гражданином Узбекистана.
В Российской Федерации проживает на основании разрешения на временное проживание, патента.
Решением УВМ МВД по Республике Бурятия от 21 сентября 2018 года Мамажонову Н.Р.-у. сокращен срок временного пребывания в Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Основанием для принятия данного решения послужило сообщение Управления ФСБ России по Республике Бурятия, направленное 14 сентября 2018 г. на имя начальника УВМ МВД по РБ, из которой следует, что принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Мамажонову Н.Р.-у. сроком до 2053 г. на основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".
Указанное решение УФСБ России по Республике Бурятия являлось предметом судебной проверки и решением Советского районного суда города Улан-Удэ от 25 декабря 2018 г. Мамажонову Н.Р.-у. было отказано в удовлетворении административного иска о признании решения незаконным и его отмене.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2019 г. указанное выше решение оставлено без изменений, жалоба без удовлетворения.
Оценивая оспариваемое решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия, районный суд, руководствуясь положениями Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд обоснованно исходил из того, что решение административного органа принято в соответствии с требованиями законодательства, в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, в связи с чем является законным.
В соответствии с пунктом "р" статьи 12 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" органы федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Таким образом, УФСБ России по Республике Бурятия является компетентным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации, имеющим право оценки деятельности иностранного гражданина в рамках положений п. 1 ст. 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Поступившая из УФСБ России по Республике Бурятия информация обоснованно расценена административным ответчиком в качестве относимого и достаточного основания для принятия решения о сокращении Мамажонову Н.Р.-у. срока пребывания в Российской Федерации.
Доводы жалобы о нарушении прав Мамажонова Н.Р.-у. в связи с наличием зарегистрированного брака с гражданкой России и детей подлежат отклонению.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Вместе с тем, Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что данная Конвенция не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако, подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
В данном случае вмешательство в семейную жизнь административного истца не является произвольным, было связано с необходимостью обеспечения безопасности государства, является адекватной мерой государственного реагирования.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Улан-Удэ от 25 марта 2019 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи коллегии: П.С. Назимова
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.