Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Захарова Е.И, Назимовой П.С.
при секретаре Эрдынеевой Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России N 2 по РБ к Дорошкевичу А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу
по апелляционной жалобе Дорошкевича А.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2019 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В, объяснения представителей административного ответчика Дорошкевича С.А. и Шагдурова А.Ч, представителя Межрайонной ИФНС России N 2 по РБ Бутина Г.Н, ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1. Межрайонная ИФНС России N 2 по РБ предъявила к Дорошкевичу А.А. административный иск о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год.
Требования мотивированы тем, что на Дорошкевича А.А. по состоянию на 2016 год был зарегистрирован автомобиль "... ", государственный регистрационный знак... года выпуска, поэтому Дорошкевич А.А. признается налогоплательщиком транспортного налога.
В сентябре 2017 года ему направлено налоговое уведомление об оплате налога за 2016 год.
В установленный законом срок налог не уплачен, поэтому 22 декабря 2017 года Дорошкевичу А.А. направлено требование об уплате налога.
Это требование не исполнено, в связи с чем налоговая инспекция обратилась к мировому судье за выдачей судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 2 Советского района г. Улан-Удэ от 13 июля 2018 года с Дорошкевича А.А. взыскана задолженность по налогу, однако 13 августа 2018 года судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от Дорошкевича А.А.
13 февраля 2019 года налоговая инспекция обратилась с административным иском в районный суд и просила взыскать с Дорошкевича А.А. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 20229,95 рубля и пеню в размере 109,91 рубля.
Представитель Дорошкевича А.А, Дорошкевич С.А, требования не признал, ссылаясь на то, что его доверитель не получал налоговое уведомление.
Районный суд удовлетворил административный иск.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика поддержали доводы жалобы, представитель налоговой инспекции возражал против удовлетворения жалобы.
2. Рассмотрев дело, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Из пункта 4 данной статьи следует, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Пункт 4 статьи 57 НК устанавливает, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно части 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Из пункта 1 статьи 362 НК РФ следует, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Из материалов дела видно, что налоговое уведомление об уплате транспортного налога направлено Дорошкевичу А.А. 20 сентября 2017 года через личный кабинет налогоплательщика.
Сторона административного ответчика утверждает, что Дорошкевич А.А. не получал уведомление, личный кабинет налогоплательщика не открывал.
Районный суд сослался на доказанность факта направления налогового уведомления через личный кабинет налогоплательщика и удовлетворил административный иск.
При этом районный суд не учел следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - это информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи:
личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом;
порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ утвержден порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее - Порядок).
Процедура получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика регламентирована в разделе IV Порядка.
Согласно пункту 8 Порядка получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием:
1) логина и пароля, полученных в соответствии с данным Порядком;
2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица;
3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Из пунктов 9 и 10 Порядка следует, что для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по установленной форме. Налоговый орган на основании заявления на получение доступа представляет физическому лицу Регистрационную карту по установленной форме. В карте указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль.
Доказательств, что Дорошкевич А.А. получил доступ к личному кабинету в соответствии с перечисленными нормами, не представлено, заявление от его имени на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля отсутствует.
Поскольку не подтверждена воля налогоплательщика на открытие личного кабинета, направление налогового уведомления через личный кабинет нельзя считать законным.
Доводы представителя налогового органа о том, что имеется информация о посещении личного кабинета и изменении содержащихся в нем сведений, подлежат отклонению, поскольку не доказано, что эти действия осуществлены Дорошкевичем А.А.
Таким образом, оснований считать, что Дорошкевич А.А. получил налоговое уведомление, и у него возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год, не имеется, поэтому административный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 27 марта 2019 года по административному иску Межрайонной ИФНС России N 2 по РБ к Дорошкевичу А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.