Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Захарова Е.И, Назимовой П.С.
при секретаре Эрдынеевой Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тагарова В.В. и Тагаровой Н.В. к Межрайонной ИФНС России N 2 по РБ об оспаривании решений
по апелляционной жалобе административных истцов
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 апреля 2019 года, которым в удовлетворении административных исков отказано.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В, объяснения Тагарова В.В, Тагаровой Н.В, представителя Межрайонной ИФНС России N 2 по РБ Бутина Г.Н, ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1. Тагаров В.В. и Тагарова Н.В. предъявили к Межрайонной ИФНС России N 2 по РБ административные иски об оспаривании решений об отказе в перерасчете налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2017 год.
Требования мотивированы тем, что в 2017 году Тагаровы являлись сособственниками здания по адресу: "... " и земельного участка по этому же адресу.
Межрайонная ИФНС России N 2 по РБ направила Тагаровым уведомления об уплате налогов за 2017 год.
По мнению Тагаровых, налоги завышены, поэтому они обратились в налоговый орган с заявлениями о перерасчете налоговых платежей за 2017 год.
В перерасчете отказано решениями от 17 декабря 2018 года.
Тагаровы обжаловали решения налоговой инспекции в вышестоящий орган, который отказал в удовлетворении жалоб.
Тагаровы обратились в суд и просили обязать административного ответчика произвести соответствующий перерасчет.
Налоговая инспекция требования не признала.
Районный суд объединил дела в одно производство, по существу требований постановилрешение об отказе в их удовлетворении.
В апелляционной жалобе Тагаровы ставят вопрос об отмене решения, ссылаясь на его необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции Тагаровы поддержали доводы жалобы, представитель налоговой инспекции возражал против удовлетворения жалобы.
2. Рассмотрев дело, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
20 ноября 2014 года принято решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов N 30-3 "Об установлении и введении в действие налога на имущество физических лиц".
Согласно пункту 1 данного Решения на территории городского округа "Город Улан-Удэ" установлен и введен налог на имущество физических лиц с 01 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 3 Решения налоговые ставки определены в следующих размерах:
0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (пункт 3.1);
0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения (пункт 3.3).
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 октября 2005 года N 266-32 утверждено Положение о земельном налоге на территории г. Улан-Удэ (далее - Положение).
Из пункта 4 Положения следует, что налоговые ставки устанавливаются в размере 0,3 процента от налоговой базы в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом; 1,5 процента от налоговой базы в отношении прочих земельных участков.
Из материалов дела видно следующее.
В 2017 году Тагаровы являлись собственниками здания и земельного участка по адресу: "... " по 1/2 доли.
В основных характеристиках здания, содержащихся в ЕГРН, указано следующее: кадастровый.., назначение нежилое, наименование 2этажное здание с жилым домом в мансарде, площадь "... "м.
Земельный участок, на котором расположено здание, с кадастровым номером.., имеет вид разрешенного использования "Для размещения зданий, сооружений", площадь "... " кв.м.
В расчете налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении всего здания применена налоговая ставка 0,5 %, в отношении земельного участка - налоговая ставка 1,5 %.
Тагаровы не согласны с указанным расчетом, ссылаясь на то, что мансарда является жилым домом с площадью "... " кв.м, поэтому в отношении нее должна применяться налоговая ставка 0,1 %, а ставка 0,5 % подлежит применению в отношении остальной части здания площадью "... " кв.м.
По земельному участку необходимо применить налоговую ставку 0,3 % в отношении "... " кв.м. (37,37 %), приходящихся на жилой фонд, и налоговую ставку 1,5 % - в отношении оставшихся 311,27 кв.м. (62,63 %).
Возражая против доводов административных истцов, налоговый орган ссылается на то, что по данным, представленным Росреестром, вид здания "Иные строения, помещения и сооружения", назначение нежилое, вид разрешенного использования земельного участка "для размещения зданий, сооружений".
Исходя из таких данных, начисление налога на имущество физических лиц произведено по налоговой ставке 0,5 %, земельного налога - по налоговой ставке 1,5 %.
Формально действия налогового органа являются правильными, однако конкретные обстоятельства дела свидетельствуют о том, что положение налогоплательщиков произвольно ухудшается.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
О налоговых ставках указано в статье 394 НК РФ.
Из статьи 399 НК РФ следует, что налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенный в пределах муниципального образования жилой дом.
Согласно пункту 2 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
Статья 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает, какие сведения вносятся в кадастр недвижимости.
Согласно пункту 11 части 5 данной статьи в кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества как наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.
Согласно пункту 7 статьи НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В наименовании здания, которое является нежилым, присутствуют слова "с жилым домом в мансарде", при этом Тагаровы имеют регистрацию по данному месту жительства. Такие обстоятельства не позволяют с однозначностью утверждать, что здание является полностью нежилым и земельный участок занят только нежилым зданием.
В сложившейся ситуации неприменение налоговых ставок, установленных для жилых домов и земельных участков, занятых жилищным фондом, в отношении части имущества, принадлежащего Тагаровым, приведет к нарушению требования равенства налогообложения, закрепленного в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
На основании изложенного судебная коллегия отменяет решение районного суда и принимает новое решение об удовлетворении требования Тагаровых о возложении на налоговый орган обязанности по перерасчету налогов.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 апреля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 2 по РБ произвести перерасчет:
1) налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении здания, расположенного по адресу: "... ", кадастровый.., применив налоговую ставку 0,1 % в отношении жилого дома в мансарде площадью "... " кв.м, налоговую ставку 0,5% - в отношении остальной части здания площадью 246,7 кв.м.;
2) земельного налога за 2017 год в отношении земельного участка по адресу: "... ", кадастровый.., применив налоговую ставку 0,3 % в отношении "... " кв.м. (37,37 %), приходящихся на жилой фонд, и налоговую ставку 1,5 % - в отношении оставшихся "... ". (62,63 %).
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.