Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Захарова Е.И, Назимовой П.С.
при секретаре Эрдынеевой Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по
административному иску администрации МО "Наушкинское" Кяхтинского района РБ к Государственной инспекции труда в РБ об оспаривании предписания
по апелляционной жалобе главного государственного инспектора труда в РБ Криницына А.Е.
на решение Кяхтинского районного суда РБ от 5 апреля 2019 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В, объяснения главного государственного инспектора труда в РБ Криницына А.Е, ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1. Администрация МО "Наушкинское" Кяхтинского района РБ предъявила к Государственной инспекции труда в РБ административный иск об оспаривании предписания, вынесенного 31 января 2019 года главным государственным инспектором труда в РБ Криницыным А.Е.
Районный суд признал незаконными и отменил пункты 2-5 предписания.
Должностное лицо Криницын в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции Криницын поддержал доводы жалобы.
2. Рассмотрев дело, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В соответствии с абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что депутат Совета депутатов МО "Наушкинское" Герасимов В.С. с 29 мая по 26 июня 2018 года временно исполнял обязанности главы поселения. 26 июня 2018 года он уволен в связи с избранием постоянного главы поселения.
В январе 2019 года главный государственный инспектор труда в РБ Криницын по обращению Герасимова провел внеплановую документарную проверку администрации МО "Наушкинское" и по результатам проверки 31 января 2019 направил предписание, в котором потребовал устранить:
1. нарушения пункта 15 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей путем внесения записей о приеме и об увольнении в трудовую книжку Герасимова;
2. нарушения статьи 22 ТК РФ путем перерасчета и выплаты заработной платы за июнь 2018 года Герасимову в полном объеме за фактически проработанное время;
3. нарушения статьи 127 ТК РФ путем выплаты компенсации за неиспользованный отпуск Герасимову;
4. нарушения статьи 236 ТК РФ путем выплаты Герасимову компенсации за задержку выплаты заработной платы в мае и июне 2018 года;
5. нарушения части 2 статьи 95 ТК РФ путем оплаты Герасимову одного часа, отработанного 9 июня 2018 года, по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Из акта проверки следует, что в трудовую книжку Герасимова не внесены сведения о работе главой поселения. Не представлено соглашение между работником и работодателем об установлении неполного рабочего дня, заработная плата за июнь 2018 года выплачена не в полном объеме из-за неверного учета рабочего времени, фактически отработанного Герасимовым. Допущено нарушение сроков выплаты заработной платы, не начислена и не выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, не оплачен один час работы 9 июня 2018 года по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Возражая против предписания, действующий глава МО "Наушкинское" Семенова Е.С. указала в административном иске, что имеет место индивидуальный трудовой спор, который не подлежит разрешению государственной инспекцией труда.
Районный суд согласился с доводами административного истца и признал предписание незаконным по мотиву, что спор о перерасчете и выплате заработной платы, выплате компенсации за неиспользованный отпуск, выплате компенсации за задержку заработной платы, оплате сверхурочной работы является индивидуальным трудовым спором, поэтому государственный инспектор труда не имел права выносить предписание по указанным вопросам.
С такими выводами нельзя согласиться.
Согласно части 1 статьи 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из части 6 статьи 360 ТК РФ следует, что предметом проверки федеральной инспекции труда является соблюдение работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
В соответствии с частью 7 данной статьи одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с пунктом 4 Положения предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
По смыслу указанных норм инспекция труда вправе предъявить предписание работодателю в случае если нарушаются правила или требования, прямо установленные законом, в том числе по вопросам, связанным с выплатой заработной платы.
Материалы проверки, проведенной инспекцией труда, свидетельствуют о том, что в отношении Герасимова нарушены требования, прямо установленные законом, т.е. нарушения закона являются очевидными.
Решение Совета депутатов от 28 мая 2018 года о возложении на Герасимова временного исполнения полномочий главы поселения не содержит условий о режиме работы и оплате труда, поэтому в данном случае необходимо исходить из общих требований ТК РФ.
Часть 1 статьи 93 ТК РФ предусматривает, что по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части).
Такое соглашение государственному инспектору труда при проверке не представлено.
В административном иске имеется ссылка на решение депутатов об установлении Герасимову неполного рабочего дня и оплате труда в размере 30 процентов, однако в письменном виде такое решение не представлено.
Табель рабочего времени в данном случае правового значения не имеет, поскольку не является самостоятельным правовым документом.
В связи с осуществлением деятельности, подпадающей под нормы ТК РФ, Герасимову полагается компенсация за неиспользованный отпуск, заработная плата должна выплачиваться в установленные ТК РФ сроки, а также должна компенсироваться переработка в выходной день.
Документов, подтверждающих соблюдение установленных требований, инспектору труда в ходе проверки не представлено, поэтому инспектор правомерно сделал вывод о наличии очевидных нарушений и необходимости их устранения.
Районный суд указал в решении, что из свода начислений, удержаний и выплат за январь-сентябрь 2018 года следует, что оплата за июнь 2018 года, произведенная Герасимову, соответствует 8-часовому рабочему дню.
Однако, если исходить из свода, то получается, что в мае 2018 года за 8-часовой рабочий день Герасимову выплачено по 2298,17 рубля в день (6894,53 рубля : 3 дня), а в июне - по 1087,47 рубля в день (18486,99 : 17 дней).
При таких обстоятельствах указанный свод обоснованно не принят во внимание государственным инспектором труда.
Ссылки административного истца на то, что Герасимов сам являлся работодателем, нельзя принять во внимание.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о злоупотреблениях со стороны Герасимова, не усматривается, поэтому действующая администрация поселения должна устранить выявленные нарушения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кяхтинского районного суда РБ от 5 апреля 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска администрации МО "Наушкинское" к Государственной инспекции труда в РБ об оспаривании предписания отказать.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.