ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело N 3а-20/2019
г.Улан-Удэ 10 июня 2019 года
Верховный Суд Республики Бурятия в составе:
судьи Назимовой П.С,
при секретаре Свистунове А.И.
с участием прокурора Болотовой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов муниципального образования сельское поселение "Сухинское" Кабанского района Республики Бурятия о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
28 декабря 2012 года Совет депутатов муниципального образования сельское поселение "Сухинское" Кабанского района Республики Бурятия (далее также - МО СП "Сухинское") принял решение N 122 "Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение "Сухинское". Указанный нормативный правовой акт и графический материал размещены на официальном интернет-портале Администрации МО "Кабанский район" по адресу: www.kabansk.org, в периодическом издании не опубликовывался.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Бурятия от 1 февраля 2016 года указанное решение от 28 декабря 2012 года N 122 признано недействующим в части включения в границы населённых пунктов с. Сухая, с. Заречье МО СП "Сухинское" лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Кабанское сельское участковое лесничество, технический участок N 2 СПК "Заречье", а именно: село Сухая в квартале 3 выдел 7 часть, выдел 11, выдел 15 часть, выдел 16 часть, квартале 6 выдел 1 часть, выдел 2 часть, выдел 3 часть, выдел 4 часть; село Заречье в квартале 4 выдел 1 часть, выдел 2 часть, выдел 3 часть, выдел 9 часть.
Во исполнение судебного решения 3 ноября 2017 года Совет депутатов МО СП "Сухинское" принял решение N 104 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования сельское поселение "Сухинское" (далее также - решение о внесении изменений в Генеральный план). Указанный нормативный правовой акт и графический материал размещены на официальном интернет-портале Администрации МО "Кабанский район" по адресу: www.kabansk.org, в периодическом издании не опубликовывался.
29 декабря 2018 года Совет депутатов МО СП "Сухинское" принял решение N 9 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования сельское поселение "Сухинское". Указанный нормативный правовой акт и графический материал размещены на официальном интернет-портале Администрации МО "Кабанский район" по адресу: www.kabansk.org, опубликован в газете "Байкальские огни" N 3, 17 января 2019 года.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом изменения требований просило признать недействующим решение Совета депутатов МО СП "Сухинское" Кабанского района Республики Бурятия от 28 декабря 2012 года N 122 (в редакции решения Совета депутатов МО СП "Сухинское" Кабанского района Республики Бурятия от 29 декабря 2019 года N 9) в части в части включения в границы населённых пунктов с. Сухая, с. Заречье и п. Новый Энхэлук данного поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Кабанское сельское участковое лесничество, технический участок N 2 СПК "Заречье", Сухинское участковое лесничество, а именно:
Сухинское участковое лесничество: 1) п. Новый Энхэлук, квартал 169 части выделов 5, 7, 24; квартал 170 часть выдела 2; квартал 171 части выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9; квартал 172 части выделов 3, 6, 8, 16, 19;
Кабанское сельское участковое лесничество, технический участок N 2 СПК "Заречье": 1) с. Сухая, квартал 3 части выделов 7, 11, 15; квартал 5 части выделов 1, 3, 4, 5, 6; квартал 6 части выделов 1, 2, 3, 4, 8, 10, 18; квартал 105 часть выдела 3; квартал 106 часть выдела 1; 2) село Заречье, квартал 1 части выделов 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11; квартал 2 части выделов 4, 8, 12, 15; квартал 3 части выделов 4, 14; квартал 4 части выделов 1, 2, 3, 9; квартал 6 часть выдела 9.
Требования основаны на том, что указанные лесные участки находятся в собственности Российской Федерации, являются ранее учтёнными объектами недвижимости с границами, определёнными материалами лесоустройства. По результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы сельского поселения, определённые основным чертежом генерального плана с внесёнными в него изменениями, установлено включение в границы МО СП "Сухинское" земель лесного фонда. Генеральный план с последующими изменениями в части включения в границы муниципального образования лесных участков принят с нарушением положений части 8 статьи 24 и пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, так как не было обеспечено обязательное согласование проекта генерального плана и его изменений с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Несоблюдение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией как собственником земель лесного фонда перевода лесных участков в земли населённых пунктов влечёт нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса.
В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства Варванцева С.Ю. требования поддержала.
Административный ответчик Совет депутатов МО СП "Сухинское" и заинтересованное лицо Администрация МО "Кабанский район" в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены. От представителя Шереметова И.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства Жапова Н.И. и представитель ФГБУ "Рослесинфорг" Ринчино С.В. просили удовлетворить заявленные требования.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Республике Бурятия, МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия в суд не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.
Прокурор Болотова Л.Д. полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт с учётом внесённых в него изменений принят в пределах полномочий Совета депутатов МО СП "Сухинское", с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта и введению его в действие. Вместе с тем административным ответчиком допущено нарушение процедуры принятия оспариваемого решения, что влечёт его недействительность.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) (в редакции, действовавшей на дату принятия Генерального плана и внесения в него изменений) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Представительным органом МО СП "Сухинское" Кабанского района Республики Бурятия является Совет депутатов данного поселения.
Таким образом, оспариваемое решение Совета депутатов МО СП "Сухинское" Кабанского района Республики Бурятия от 28 декабря 2012 года N 122 "Об утверждении генерального плана муниципального образования сельское поселение "Сухинское" (в редакции решений от 3 ноября 2017 года N 104 и от 29 декабря 2018 года N 9) принято уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности и опубликовано в установленном порядке.
В соответствии с частями 3, 6, 8 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы поселения, городского округа; границы существующих населённых пунктов, входящих в состав поселения, городского округа.
Частью 8 статьи 24 ГрК РФ закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьёй 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу частей 1, 7 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов. При установлении или изменении границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ). Нарушение установленного Земельным кодексом РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
Судом установлено, что 8 мая 2009 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью 2914257000 кв.м, расположенный по адресу: "... ", условный номер "... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 03-АА 504565.
В состав территории муниципального образования сельское поселение "Сухинское" Кабанского рай она Республики Букрятия входят земли административного центра в с. Сухая, а также с. Заречье, п. Новый Энхэлук (пункт 10 статьи 13 Закона Республики Бурятия от 31 декабря 2004 года N 985-III "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия").
Во исполнение судебного решения от 1 февраля 2016 года Совет депутатов МО СП "Сухинское" принял решение N 104 о внесении изменений в генеральный план МО СП "Сухинское". Однако по результатам проведённой по делу судебной землеустроительной экспертизы установлено, что не все лесные участки исключены из границ населённых пунктов поселения (при этом некоторые лесные участки включены в границы населённых пунктов впервые) при принятии нового генерального плана (в редакции решения Совета депутатов МО СП "Сухинское" от 3 ноября 2017 года N 104). В дальнейшем при принятии решения от 29 декабря 2018 года N 9 об изменении генерального плана границы населённых пунктов остались прежними.
Так, по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы МО СП "Сухинское", определённых оспариваемым генеральным планом в редакции 2017-2018 гг, выявлено включение в границы населённых пунктов с. Сухая, с. Заречье и п. Новый Энхэлук лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Кабанское сельское участковое лесничество, технический участок N 2 СПК "Заречье", Сухинское участковое лесничество, а именно:
Сухинское участковое лесничество: 1) п. Новый Энхэлук, квартал 169 части выделов 5, 7, 24; квартал 170 часть выдела 2; квартал 171 части выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9; квартал 172 части выделов 3, 6, 8, 16, 19;
Кабанское сельское участковое лесничество, технический участок N 2 СПК "Заречье": 1) с. Сухая, квартал 3 части выделов 7, 11, 15; квартал 5 части выделов 1, 3, 4, 5, 6; квартал 6 части выделов 1, 2, 3, 4, 8, 10, 18; квартал 105 часть выдела 3; квартал 106 часть выдела 1; 2) село Заречье, квартал 1 части выделов 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11; квартал 2 части выделов 4, 8, 12, 15; квартал 3 части выделов 4, 14; квартал 4 части выделов 1, 2, 3, 9; квартал 6 часть выдела 9.
В судебном заседании эксперт фио1. выводы, указанные в заключении, подтвердила в полном объёме.
По сведениям Государственного лесного реестра приведённые выше лесные участки входят в состав Кабанского лесничества, Кабанского сельского участкового лесничества, Сухинского участкового лесничества, что стороной административного ответчика признается.
Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы с. Сухая, с. Заречье, п. Новый Энхэлук Кабанского района Республики Бурятия вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом таксационным описанием лесных участков по Кабанскому лесничеству, лесоустроительным планшетом.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населённых пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
В соответствии с частью 17 статьи 24 ГрК РФ внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, следует, что Рослесхоз был уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта в новой редакции.
Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункт 5.4.3).
В соответствии с частью 7 статьи 9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определённого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования не менее чем за три месяца до их утверждения.
В части 8 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрК РФ об обеспечении доступа к проектам территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования, материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России, а также направления ходатайств в Рослесхоз о согласовании проекта Генерального плана в новой редакции, переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую; лицами, участвующими в деле, данные обстоятельства не оспариваются.
С учетом изложенного, установив, что при подготовке проекта Генерального плана муниципального образования с учётом внесения в него изменений не соблюдена предусмотренная статьей 25 ГрК РФ процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ населённых пунктов и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска и признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта (в последней редакции решения Совета депутатов МО СП "Сухинское" от 29 декабря 2018 года N 9).
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определённой судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета депутатов МО СП "Сухинское" Кабанского района Республики Бурятия от 28 декабря 2012 года N 122 (в редакции решения Совета депутатов МО СП "Сухинское" Кабанского района Республики Бурятия от 29 декабря 2019 года N 9) в части включения в границы населённых пунктов с. Сухая, с. Заречье и п. Новый Энхэлук данного поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда:
Республика Бурятия, Кабанский район, Кабанское лесничество, Кабанское сельское участковое лесничество, технический участок N 2 СПК "Заречье", Сухинское участковое лесничество, а именно:
Сухинское участковое лесничество: 1) п. Новый Энхэлук, квартал 169 части выделов 5, 7, 24; квартал 170 часть выдела 2; квартал 171 части выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9; квартал 172 части выделов 3, 6, 8, 16, 19;
Кабанское сельское участковое лесничество, технический участок N 2 СПК "Заречье": 1) с. Сухая, квартал 3 части выделов 7, 11, 15; квартал 5 части выделов 1, 3, 4, 5, 6; квартал 6 части выделов 1, 2, 3, 4, 8, 10, 18; квартал 105 часть выдела 3; квартал 106 часть выдела 1; 2) село Заречье, квартал 1 части выделов 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11; квартал 2 части выделов 4, 8, 12, 15; квартал 3 части выделов 4, 14; квартал 4 части выделов 1, 2, 3, 9; квартал 6 часть выдела 9.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.