Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики постановляет:
1.Принять Обращение Народного Собрания (Парламента) ко всем избирателям Карачаево-Черкесской Республики (прилагается).
2.Направить данное Обращение Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Центральной Избирательной комиссии РФ, Полномочному представителю Президента РФ в Южном Федеральном округе.
3.Опубликовать настоящее постановление и Обращение в республиканских газетах и ГТРК "Карачаево-Черкесия".
4.Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Народного Собрания (Парламента)
Карачаево-Черкесской Республики |
Д.Ю. Суюнов |
Обращение
Народного Собрания (Парламента)
ко всем избирателям Карачаево-Черкесской Республики
В последнее время в средствах массовой информации широко обсуждается решение республиканского Парламента, назначившего выборы Президента Карачаево-Черкесской Республики на 15 июня 2003 года. Этот вопрос был вынесен на рассмотрение Совета общественной безопасности республики с широким освещением его итогов на местном телевидении и радио, подключены к этому вопросу и республиканские газеты. Ведется массированная кампания против решения Парламента, принятого 7 марта 2003 г. Вопреки действующему федеральному и республиканскому законодательству, настойчиво пытаются убедить население Карачаево-Черкесии в том, что срок полномочий действующего Президента республики следует исчислять со дня его вступления в должность, то есть 14 сентября 1999 года ( день принятия присяги). В связи с этим мы вынуждены изложить позицию Парламента и разъяснить реальное положение в сложившейся ситуации своим избирателям.
Как законодательный (представительный) орган республики, ответственный за неукоснительное исполнение законодательства, мы серьезно озабочены последствиями указанной кампании, осложняющей общественно-политическую обстановку. По существу еще не развернувшийся выборный процесс на самом начальном его этапе был омрачен нешуточными страстями и уже привлек к себе внимание Центра, руководства Южного федерального округа и многих центральных средств массовой информации.
Почему Парламент назначил выборы Президента Карачаево-Черкесской Республики на 15 июня 2003 года? Дело в том, что определенный Конституцией республики срок полномочий Президента КЧР наступает со дня его избрания. Днем же избрания считается день голосования, то есть 16 мая 1999 года, что подтверждено соответствующими решениями Верховных Судов Карачаево-Черкесской Республики и Российской Федерации. В.М.Семенов был избран 16 мая 1999 года и именно с этого дня он является Президентом республики. Последовавшие затем разбирательства, суды к сроку полномочий всенародно избранного Президента республики отношения не имеют. Это подтверждается и разъяснением Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации: "процедурный срок вступления в должность Президента Карачаево-Черкесской Республики не изменяет порядка исчисления конституционного срока, на который он был избран", что полностью соответствует Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Таким образом, конституционный срок полномочий действующего Президента Карачаево-Черкесской Республики истекает 16 мая 2003 года. (Письмо Председателя Центральной Избирательной комиссии РФ Вешнякова А.А. от 19.02.2003 г. N 05-15/489)
7 марта 2003 года на сессии Народного Собрания республики 29 депутатов республиканского Парламента выступили с законодательной инициативой о совмещении выборов Президента Карачаево-Черкесской Республики с выборами Президента Российской Федерации, т.е. об их проведении в марте 2004 года. При рассмотрении данного предложения законопроект не набрал необходимого количества голосов, то есть депутаты не поддержали эту инициативу. В связи с этим комитет Народного Собрания по законодательству, законности и местному самоуправлению внес на рассмотрение сессии проект постановления "О назначении выборов Президента Карачаево-Черкесской Республики" (на 15 июня 2003 года). За данное постановление проголосовало 43 депутата, при необходимом количестве - 36.
Необходимость принятия 7 марта 2003 года вышеупомянутого решения о назначении даты выборов Президента Карачаево-Черкесской Республики обусловлено тем, что статья 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предписывает, что "изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов... не допускается".
Народное Собрание республики, ограниченное установленным Федеральным законодательством сроком (за 65 дней до истечения срока полномочий действующего Президента КЧР) наш Парламент' обязан был решить 7 марта т.г. вопрос о дате выборов Президента республики. Если бы этого не сделал Парламент, то аналогичное решение, согласно действующему законодательству, приняла бы республиканская избирательная комиссия или Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Вопросы, связанные с определением даты проведения выборов Президента республики в текущем году и возникающие с ними другие проблемы, неоднократно прорабатывались на уровне республиканской Избирательной комиссии и Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации, о чем свидетельствует соответствующая переписка между их руководителями. (Документы переписки прилагаются без их комментария). Кстати, о содержании прилагаемых документов руководство Парламента не было информировано, что в определенной степени помешало ускорить разработку отдельных необходимых законодательных актов заранее.
Тем не менее решение нашего Парламента о дате выборов Президента республики Председатель ЦИКа России А.Вешняков оценил как правильное, вписывающееся в конституционные сроки, обоснованное с правовой точки зрения. И никакие утверждения типа "Избирательная кампания с 15 июня юридически невозможна", "...электорат Карачаево-Черкесии должен расплачиваться за довольно грубое упущение парламентариев" или деление депутатов на "сознательных" и "несознательных" и т.п. не могут перечеркнуть тот неоспоримый факт, что Парламент республики действует в соответствии с Законом.
Таким образом, предпринимаемые попытки доказать необходимость пересмотра назначенной даты выборов Президента Карачаево-Черкесской Республики являются юридически несостоятельными. Поэтому мы не можем принять обвинение в том, что "Народное Собрание республики допустило коллизию права, дающую почву для оспаривания любых решений избирательных комиссий в судебном порядке и несет ответственность за срыв выборной кампании высшего должностного лица и Вице-Президента республики". Говорить о каких-то нарушениях избирательного права нет оснований. Парламент работает в строгом соответствии с федеральным и республиканским законодательством, правомерность принятых им решений, как отмечено выше, официально подтверждена Центром. Что же касается несогласных с решением Парламента, то они могут использовать свое право и обратиться в судебные инстанции.
На сегодня Парламент республики имеет необходимую правовую базу для проведения выборов Президента - это Закон Карачаево-Черкесской Республики от 9 октября 1998 года "О выборах Президента Карачаево-Черкесской Республики" и Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Действительно, в вышеуказанном республиканском законе от 9 октября 1998 года не предусмотрены институт Вице-президента (он и не мог быть предусмотрен, т.к. этой должности в то время не было), положение об избирательном залоге (он был введен федеральным законом позже). Однако эти небольшие пробелы регулируемы существующими федеральными законами. Поэтому сегодня нет никаких оснований для громких заявлений о том, что такая ситуация "ставит под угрозу срыва избирательный процесс", о "возможной дестабилизации в обществе и иных негативных последствиях социально-политического характера". Естественное несоответствие (а не противоречие!) некоторых положений республиканского закона о выборах
Президента республики от 1998 года нынешним реалиям, недостаточность имеющейся правовой базы, могут быть устранены и восполнены федеральным законодательством и дачей Парламентом республики необходимого толкования республиканским законам.
Мы, депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесии, обращаемся к своим избирателям, ко всем участникам предстоящей выборной кампании с призывом сделать предстоящие выборы демократичными, цивилизованными, призванными обеспечить мир, спокойствие и межнациональное согласие в нашей республике.
Принято на сессии Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики 28 марта 2003 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 28 марта 2003 г. N 82 "Об Обращении Народного Собрания (Парламента) ко всем избирателям Карачаево-Черкесской Республики"
Текст постановления опубликован в газете "День Республики" N 41 (16243) от 3 апреля 2003 г.