Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению правительства Москвы
от 5 апреля 1994 г. N 283
Основные направления совершенствования лицензионной деятельности и основные принципы лицензионной политики в г.Москве
I. Термины и определения
1. Лицензия - официальный документ, дающий его владельцу (лицензиату) разрешение на осуществление определенной деятельности, выданной лицензионным органом на основании нормативных актов, регламентирующих порядок лицензирования данной деятельности.
2. Сертификат - документ, выданный государственным органом и удостоверяющий наличие у соискателя лицензии соответствующей квалификации для выполнения конкретного вида работ (услуг).
3. Лицензионный орган - официально уполномоченный на выдачу лицензий субъект (орган государственного управления, его подразделения, иные структуры, которым в установленном порядке делегировано такое право).
4. Лицензиат (субъект лицензирования) - хозяйствующий субъект (юридическое или физическое лицо), желающий заниматься требующей получения специального разрешения (лицензии) деятельностью.
5. Лицензионная деятельность (лицензирование) - деятельность официально уполномоченных субъектов (органов госуправления, их подразделений, иных наделенных правом выдачи структур) по выдаче лицензий и контролю за выполнением лицензионных условий.
6. Лицензионные условия - установленные требования, которым должна отвечать деятельность лицензиата по производству товаров, оказанию услуг и выполнению работ, на которые выдана лицензия.
7. Условия лицензирования - совокупность квалификационных, организационных, санитарных и иных нормативно установленных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, выполнение которых является обязательным условием владения лицензий на право осуществления такой деятельности.
8. Лицензионный сбор - разовый платеж, вносимый за получение лицензии, размеры которого устанавливаются правительством Москвы.
II. Цели и задачи лицензионной деятельности
1. Целью введения лицензирования отдельных видов деятельности на территории г.Москвы является создание необходимых административных условий по защите потребителей от появления на рынке недоброкачественных товаров и неквалифицированных услуг, повышению качества обслуживания населения, соблюдению экологических, санитарных и иных норм.
2. Вышеуказанная цель реализуется при условии решения следующих основных задач:
2.1. Разработка и утверждение принципов лицензионной политики в г.Москве.
2.2. Закрепление и детальное развитие этих принципов в правовой базе лицензирования в г.Москве - принятия системы взаимосвязанных нормативных актов:
- содержащих перечень лицензируемых видов деятельности, их классификацию на лицензируемые по заявительному и разрешительному принципам, а также условие лицензирования различных видов деятельности и перечень необходимых для выдачи лицензии документов;
- охватывающих регламентацию системы органов лицензирования, экспертных организаций и контрольных органов;
- устанавливающих порядок, принципы формирования таких органов, их компетенцию и процедурные вопросы деятельности;
- содержащих перечень оснований и процессуальный порядок приостановления действия или аннулирование лицензии, а также перечень субъектов, наделенных этим правом;
- решающих вопрос о возможности апелляции лицензиатов, субъектов и процедуре рассмотрения апелляционных жалоб.
3. Практическая реализация предписания данных нормативных актов осуществляется путем:
- создания на их основе единой, хорошо скоординированной и мобильной системы органов лицензирования и контрольных по отношению к ним органов в г.Москве;
- создание эффективной системы подбора и обучения кадров для работы в лицензионных органах;
- создание информационно-аналитической службы, сосредотачивающей все сведения о лицензионной деятельности, о пользователях лицензий в городе, обобщающей и анализирующей их.
III. Основные принципы лицензионной политики в г. Москве
1. Лицензирование отдельных видов деятельности наряду с налогообложением, политикой в области землепользования, аренды нежилых помещений, предоставления энергетических, водных и иных ресурсов является одним из действенных механизмов муниципального воздействия на хозяйственную деятельность предпринимателей, осуществляющих ее на подведомственной территории.
При этом лицензирование является инструментом административного и экономического воздействия на субъекты хозяйственной деятельности (в части приостановления действия или аннулирования лицензии), а не финансового регулирования экономики. Решение задач пополнения городского бюджета, территориального размещения объектов производства, реализации принципов социальной справедливости и т.п., происходящее в процессе лицензирования, является косвенным результатом лицензионной деятельности и не должно быть самоцелью при решении вопросов, связанных с лицензированием. Эти задачи должны решаться при помощи иных инструментов, например, системы налогообложения.
2. При решении вопросов организации лицензионной деятельности в г.Москве ее необходимо подразделить на два уровня лицензирования: федеральный и городской.
На федеральном уровне подлежат лицензированию те виды деятельности, осуществление которых связано с безопасностью государства, либо затрагивающие его экономические и иные интересы, определенные Законодательством Российской Федерации.
На городском уровне должна лицензироваться предпринимательская деятельность, которая влияет на условия жизни, здоровья и безопасности граждан в г.Москве.
Перечень видов деятельности, осуществление которых возможно только при наличии лицензии, равно как и классификация лицензируемых видов деятельностиа виды, лицензируемые по заявительному и по разрешительному принципам, должны утверждаться постановлением правительства Москвы.
3. Лицензированию подлежит предпринимательская деятельность юридических и физических лиц (без образования юридического лица), напрямую оказывающая влияние на условия жизни, здоровья и безопасности людей, а также затрагивающая интересы города.
4. В целях осуществления единой политики в области лицензирования на территории г.Москвы Московская лицензионная палата осуществляет выдачу следующих лицензий:
4.1. Предпринимательская лицензия - разрешение, выдаваемое юридическим и физическим лицам (без образования юридического лица) на право осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельности в определенных сферах экономики на территории г.Москвы.
4.2. Профессиональная лицензия - разрешение, выдаваемое физическим лицам, имеющим намерение заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в областях, требующих определенной квалификации (медицина, юриспруденция, архитектура, строительство и т.д.), по авторским договорам и другим договорам гражданско-правового характера.
Выдача профессиональных лицензий производится Московской лицензионной палатой и ее отраслевыми центрами с учетом заключения экспертно-консультационного совета, образованного (аккредитованного) при Московской лицензионной палате и ее отраслевых центрах и состоящего из представителей отраслевых департаментов, экономистов, юристов и т.д.
5. Получение лицензии строится по заявительному и разрешительному принципам.
5.1. При получении лицензии по заявительному принципу соискатель лицензии предоставляет следующие документы:
- заявление установленного образца с гарантией лицензиата соблюдать лицензионные условия, в т.ч. требования СЭС, Госпожнадзора и т.д.;
- характеристика объекта лицензирования установленной формы;
- копии регистрационных документов;
- документ, подтверждающий право лицензиата на осуществление хозяйственной деятельности в данном помещении (договор аренды, контракт на хозяйственное ведение, договор о сотрудничестве и т.д.), если это определено Временными условиями лицензирования данного вида деятельности;
- платежное поручение об уплате лицензионного сбора.
5.2. При получении лицензии по разрешительному принципу представляются кроме вышеперечисленных документы, установленные нормативными актами министерств и ведомств, заключение экспертного совета.
6. Контроль за использованием лицензии и соблюдением лицензионных условий должно осуществлять контрольное управление Московской лицензионной палаты, контрольные службы центров лицензирования во взаимодействии с контрольными службами города в соответствии с Положением о контрольных органах Московской лицензионной палаты.
Заявление, претензии, жалобы граждан и предприятий по решению органов, осуществляющих лицензирование, рассматриваются апелляционным советом, который создается в структуре Московской лицензионной палаты.
7. Создание на основе единой информационной компьютерной сети распределенного банка данных, содержащего данные о предприятиях и организациях.
Разработка и внедрение технологии телекоммуникационного обмена информацией между локальными базами данных (Регистрационная палата, Налоговая инспекция, Лицензионная палата, Статуправление).
8. Московская лицензионная палата осуществляет свою деятельность во взаимодействии с:
- Московской городской Думой;
- правительством Москвы;
- отраслевыми департаментами правительства Москвы;
- административными и муниципальными округами;
- предпринимателями и предпринимательскими структурами;
- общественными объединениями, ориентированными на защиту интересов жителей города.
IV. Структурно-функциональная модель лицензионных органов
1. Аппарат Московской лицензионной палаты обеспечивает организацию и координацию лицензионной деятельности в городе, а также осуществляет оперативное руководство отраслевыми центрами и территориальными агентствами.
Для успешного решения указанных задач в структуре аппарата Московской лицензионной палаты функционируют следующие подразделения:
1.1. Правовое управление, осуществляющее следующие функции:
- разработка принципов лицензионной политики в г.Москве;
- закрепление и детальное развитие этих принципов на основе правовой базы лицензирования в г.Москве (разработка системы взаимосвязанных нормативных актов).
1.2. Контрольное управление, осуществляющее следующие функции:
- организация работы по выявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории города без лицензии, а также с нарушением лицензионных условий;
- обобщение и анализ результатов проверок, проводимых контрольными службами, создание единого банка данных;
- осуществление контроля за порядком выдачи лицензий структурными подразделениями Московской лицензионной палаты в строгом соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими лицензионную деятельность на территории города.
1.3. Информационно-аналитическое управление, осуществляющее следующие функции:
- сбор, обработка и анализ информации о выдаче, приостановлении действия или аннулировании лицензий;
- прогнозирование изменения ситуации;
- подготовка аналитических обзоров и записок.
Отраслевые центры, являющиеся юридическими лицами и входящие в структуру Московской лицензионной палаты, и их территориальные агентства осуществляют:
- прием заявок и иных документов, необходимых для выдачи профессиональных и предпринимательских лицензий;
- рассмотрение поданных заявок, принятие решений, оформление и выдачу предпринимательских и профессиональных лицензий;
- работу по выявлению нарушителей лицензионных условий;
- принятие решений о приостановлении действия или аннулировании лицензий;
- информирование налоговой инспекции о выдаче, приостановлении действия лицензии или об ее аннулировании;
- взаимодействие с соответствующим департаментом.
2. Апелляционный совет, функционирующий при Московской лицензионной палате, создается для следующих функций:
- рассмотрение и принятие решений по заявлениям, претензиям и жалобам граждан и предприятий на решения органов, осуществляющих лицензирование, в части отказа выдачи лицензии, приостановления действия или аннулирования лицензии.
См. Положение об Экспертно-апелляционном совете при Московской лицензионной палате, утвержденное распоряжением Премьера Правительства Москвы от 20 ноября 1995 г. N 1162-РП
3. Независимые эксперно-консультационные службы, осуществляющие профессиональную деятельность в качестве экспертов в процессе подготовки, выдачи и аннулирования лицензий на занятие отдельными видами хозяйственной деятельности на территории г.Москвы на основании сертификата, выданного Московской лицензионной палатой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.