Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Койпиш В.В.
Хмель М.В.
при секретаре
Таушанковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деминой Татьяны Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска
на
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 27 марта 2019 года, которым постановлено:
"Иск Деминой Татьяны Ивановны к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в Ленинском административном округе города Мурманска от 11 января 2019 года N243054/18 (с учетом решений от 21 февраля 2019 года и 27 марта 2019 года), которыми Деминой Татьяне Ивановне отказано в назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г. Мурманска включить в страховой стаж Деминой Татьяны Ивановны период работы в ОАО "Точмаш" с 01.01.1991 по 25.03.1999.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе г. Мурманска назначить Деминой Татьяне Ивановне страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" с момента обращения за пенсией, то есть с 09 октября 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском округе города Мурманска в пользу Деминой Татьяны Ивановны уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 6 000 рублей, а всего 6 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Деминой Татьяне Ивановне - отказать".
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя пенсионного органа Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска (после реорганизации - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Мурманске) Обрядина В.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя истца Деминой Т.И. - Жолнерович В.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Демина Т.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска (далее - УПФР в Ленинском АО г. Мурманска) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 09 октября 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 11 января 2019 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с наличием регистрации по месту жительства на территории Республики Украина. Кроме того, пенсионным органом не были включены в страховой стаж периоды ее работы с 01 января 1991 года по 25 марта 1999 года, с 01 октября 2000 года по 31 января 2001 года, с 01января 2018 года по 08 октября 2018 года.
С решением пенсионного органа истец не согласна, поскольку у нее имеется стаж работы, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, кроме того она является гражданином Российской Федерации, с 2016 года постоянно проживает на территории России, где работает и в 2018 году вступила в брак, имеет временную регистрацию в г. Мурманске по месту пребывания. То обстоятельство, что у нее сохранилась регистрация на территории иностранного государства не должно нарушать ее права на пенсионное обеспечение, поскольку в июле 2016 года она вынужденно покинула территорию Украины (... ), в связи со сложившейся конфликтной ситуацией на территории Украины и боевыми действиями, которые происходили на территории Донецкой области.
Не соглашаясь с решением пенсионного органа в части исключения из страхового стажа периодов ее работы на территории Украины и с 01 января 2018 года на территории Российской Федерации, указала, что все периоды ее работы отражены в трудовой книжке, отсутствие факта уплаты на территории Российской Федерации страховых взносов за период с 01 января 1991 года по 25 марта 1999 года и с 01 октября 2000 года по 31 декабря 2001 года не является основанием для отказа во включении в ее страховой стаж периодов трудовой деятельности.
Просила суд признать незаконным решение пенсионного органа от 11 января 2019 года N243054/18 в части отказа в назначении страховой пенсии по старости и исключении из страхового стажа периодов ее работы; обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 01 января 1991 года по 25 марта 1999 года, с 01 октября 2000 года по 31 декабря 2001 года, с 22 января 2018 года по 08 октября 2018 года; обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с 09 октября 2018 года; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и расходы по оплате юридических услуг в сумме 6 000 рублей.
В судебном заседании истец Демина Т.И. и её представитель Жолнерович В.В. настаивали на удовлетворении исковых требований, представитель ответчика УПФР в Ленинском АО г. Мурманска Воробьева С.А. возражала против иска.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник УПФР в Ленинском АО г. Мурманска С.В. Колганова, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, государствами-участниками которого являются Россия и Украина, пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения производится по месту жительства.
Полагает, что поскольку Демина Т.И. имеет регистрацию по месту жительства на территории Украины (... ), тогда как на территории Российской Федерации она имеет регистрацию по месту пребывания, то решение пенсионного органа, которым истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, является законным и обоснованным.
Не соглашаясь с выводами суда о включении в страховой стаж истца периодов её работы на территории Украины с 01 января 1991 года по 25 марта 1999 года, обращает внимание, что истцом не представлены документы, подтверждающие уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Пенсионный фонд Украины.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Демина Т.И. и её представитель Жолнерович В.В. просят оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец Демина Т.И, извещена о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, ее неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к судебному разбирательству.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Поскольку решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж истца периодов ее работы с 01 октября 2000 года по 31 декабря 2001 года, с 22 января 2018 года по 08 октября 2018 года никем не обжаловано, его законность и обоснованность в этой части в силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы пенсионного органа, обозрев пенсионное дело Деминой (Асеевой) Т.И, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу частей 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 09 октября 2018 года Демина (до вступления в брак Асеева) Т.И, _ _ года рождения, обратилась в УПФР в Ленинском АО г. Мурманска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 11 января 2019 года N 243054/18 Деминой Т.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документа, подтверждающего снятие с регистрационного учета по месту жительства на территории Украины.
При этом указано, что на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости документально подтвержден ее страховой стаж - 10 лет 08 месяцев 19 дней (при требуемом 9 лет); индивидуальный пенсионный коэффициент составил 16,156 (при требуемом не ниже 13,8).
В страховой стаж истца пенсионным органом не засчитаны периоды ее работы на территории Украины: с 01 января 1991 года по 25 марта 1999 года и с 01 октября 2000 года по 31декабря 2001 года, поскольку работодателем истца не были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. По этим же основаниям пенсионным органом в страховой стаж не были включены периоды работы истца на территории Украины с 01 января 2002 года по 31 августа 2015 года.
Также ответчиком в страховой стаж и стаж работы истца в районах Крайнего Севера не был включен период её работы в МБДОУ * г. Мурманска с 01января 2018 года по 08 октября 2018 года, так как в выписке из индивидуального лицевого счета указанный период работы не отражен.
27 марта 2019 года во изменение решения от 11 января 2019 года N243054/18 пенсионным органом принято решение, которым в страховой стаж работы истца и стаж работы в районах Крайнего Севера включен период ее работы с 22 января 2018 года по 04 октября 2018 года, в связи с чем страховой стаж Деминой Т.И. составил 11 лет 05 месяцев 01 день, индивидуальный пенсионный коэффициент - 19,103.
Судом установлено, что Демина Т.И. имеет регистрацию по месту жительства на территории Украины по адресу:...
Кроме того, Демина Т.И. зарегистрирована по месту пребывания по адресу:... с 24 июля 2018 года по 24 июля 2019 года.
Из заявления Деминой (Асеевой) Т.И, адресованного в пенсионный орган при обращении за пенсией, следует, что она (Демина) выехала с территории Украины в Республику Крым в августе 2015 года, в июле 2016 года приехала в город Мурманск, где проживает по настоящее время. В июле 2016 года ей было предоставлено временное убежище, в июне 2018 года она получила гражданство Российской Федерации, отказавшись от гражданства Украины. Предоставить листок убытия из Украины не представляется возможным, поскольку она не является гражданином Украины, тогда как на территории рода Авдеевка продолжаются боевые действия, сведениями о регистрации на территории Украины она не владеет (л.д. 78-79).
Из материалов дела следует, что до августа 2015 года Демина Т.И. проживала в Украине.., являлась гражданином Украины, однако в связи со сложной внутриполитической обстановкой на Украине и ухудшением гуманитарного положения, в связи с боевыми действиями, которые проходили в городе Авдеевка, она вынуждена была покинуть место постоянного жительства на территории Украины, в связи с чем переехала на территорию Российской Федерации, где в июле 2016 года ей было предоставлено временное убежище (л.д. 36-39).
29 июля 2016 года Асеева (Демина) Т.И. поставлена на учет в Отделе УФМС России по Мурманской области в Первомайском административном округе города Мурманска до 19 июля 2017 года, впоследствии она была поставлена на учет сроком до 19 мая 2018 года, по состоянию на 14 ноября 2017 года истец имела регистрацию по месту пребывания по адресу: город... (л.д. 37-38).
С 23 августа 2017 года Демина (Асеева) Т.И. являлась участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (л.д. 40).
Согласно сведениям УМВД России по Мурманской области Управление по вопросам миграции, Асеева (Демина) Т.И. 01 июня 2018 года приобрела гражданство Российской Федерации как гражданин Украины в упрощенном порядке в соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" на основании решения УВМ УМВД России по Мурманской области от 01 июня 2018 года (л.д. 56).
30 ноября 2018 года Асеева (Демина) Т.И. направила в Генеральное консульство Украины в городе Санкт-Петербурге нотариально удостоверенное заявление, в котором указала, что в 2016 году она приехала на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и в 2017 году зарегистрировалась по адресу:.., где проживает по настоящее время (дата написания заявления). В связи с тем, что ею было принято гражданство Российской Федерации, она просила оформить выход из гражданства Украины (л.д. 57-59).
30 ноября 2018 года Асеева Т.И. заключила брак с гражданином Российской Федерации Д.Ю.В. в Отделе ЗАГС администрации города Мурманска, после заключения брака Асеевой Т.И. присвоена фамилия Демина (л.д. 42).
Из трудовой книжки истца следует, что 24 января 2017 года Асеева (Демина) Т.И. была принята на работу в МБДОУ г. Мурманска * на должность повара на период отсутствия основного работника, уволена с занимаемой должности по собственному желанию 30 июня 2017 года; 22 января 2018 года принята на работу в МБДОУ г. Мурманска * на должность младшего воспитателя, где работает по настоящее время.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, верно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, исходя из того, что истец начиная с июля 2016 года и по настоящее время, постоянно проживает и имеет регистрацию по месту пребывания на территории Российской Федерации в городе Мурманске, является гражданином Российской Федерации, осуществляет трудовую деятельность на территории Российской Федерации, заключила брак с гражданином Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для отказа истцу в назначении страховой пенсии по старости в связи с наличием регистрации по месту жительства на территории Украины.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда, которые достаточно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, судебная коллегия не усматривает.
Так, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно абз. 3 пункта 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсии гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (часть 1 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" граждане Российской Федерации имеют право на страховую пенсию независимо от места жительства, а иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплатой к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О Государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17ноября 2014 года N 884н, предусмотрено, что граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания.
Пунктом 3 Указаний Минсоцзащиты Российской Федерации от 18 января 1996 года N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" разъяснено, что лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.
Согласно сообщению Торецкого объединенного управления Пенсионного фонда Украины Донецкой области от 23 ноября 2018 года Асеева (Демина) Т.П, _ _ года рождения, за назначением пенсии на территории... не обращалась.
Суд в решении, признавая необоснованной позицию пенсионного органа об отказе в назначении истцу страховой пенсии по мотиву наличия у Деминой Т.И. постоянной регистрации по месту жительства в Украине, правильно сослался на положения Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в ряде определений и постановлений, согласно которой место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, и исходил из конкретных, установленных данных о том, что истец покидала территорию Украины вынужденно, в экстренном порядке, из-за обострившейся внутриполитической обстановки и начавшимися боевыми действиями, обстоятельства невозможности снятия Деминой Т.И. с регистрационного учета по месту жительства в... (Украина) вызваны объективными причинами, которые не могут быть устранены истцом в настоящее время, из-за сложившейся и не разрешенной до настоящего времени конфликтной ситуации на территории Донецкой области. От гражданства Украины истец отказалась, связь с местом жительства на Украине фактически утратила, с 2016 года постоянно проживает в г. Мурманске, приобрела гражданство Российской Федерации, вступила в брак с гражданином РФ, работает.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у ответчика законных оснований для отказа истцу в назначении страховой пенсии по старости в связи с наличием регистрации по месту жительства на территории Украины является правильным.
Удовлетворяя требования Деминой Т.И. о включении в ее страховой стаж периода работы с 01 января 1991 года по 25 марта 1999 года, суд правильно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашло подтверждение осуществление истцом в спорный период трудовой деятельности в ОАО " ***" (г. Донецк).
Вопреки доводам, приведенным в апелляционной жалобе ответчика, оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку он сделан при правильном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При этом суд принял во внимание сведения, содержащиеся в трудовой книжке истца, согласно которым в спорный период истец работала в ОАО " ***" в различных должностях, уволена по собственному желанию.
Справку аналогичного содержания от 13.11.2018 N 845/О предоставил работодатель ОАО " ***". Согласно записям в трудовой книжке и справке работодателя с 03.09.1987 истец работала в Донецком производственном объединении " ***" (ныне ОАО " ***") в качестве ученика сборщика игрушек цеха 23, с 03.11.1987 - в качестве слесаря механосборочных работ 2 разряда цеха 23, с 10.10.1990 - в качестве помощника воспитателя д/с *, с 07.10.1991 в качестве помощника воспитателя д/с *, с 01.06.1993 - в качестве контролера КПП цеха РСС, уволена 25.03.1999 по собственному желанию Справка выдана на основании архивного личного дела N 4601, том N 3616 (л.д. 33). При этом из справки не следует, что в указанные периоды трудовая деятельность истцом фактически не осуществлялась, а равно не велась финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Справками от 13 ноября 2018 года N843/3, N844/3, выданными ОАО " ***", подтвержден факт работы истца в спорный период, осуществления предприятием финансово-хозяйственной деятельности, начисления истцу заработной платы и перечислении страховых взносов (единого социального взноса) в Пенсионный фонд Украины за период с 01 сентября 1987 года по 31 декабря 1991 года (л.д. 34,35).
Относительно доводов апелляционной жалобы пенсионного органа об отсутствии сведений об уплате страховых взносов в течение спорного периода работы Деминой Т.И. в ОАО " ***" 1991-1999 гг. в пенсионный фонд Украины и пенсионный фонд РФ, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 га N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Согласно пункту 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов, решение суда о возложении обязанности на УПФР в Ленинском АО г. Мурманска включить в страховой стаж период работы истца в ОАО " ***" с 01 января 1991 года по 25 марта 1999 года является законным и обоснованным.
Доводов о несогласии с решением суда в части обязания назначить Деминой пенсию с дату обращения 9 октября 2018 г. (при условии зачета в страховой стаж истца спорного периода 1991-1999 гг.) апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они мотивированы, основаны на нормах материального права, регулирующего спорные правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы пенсионного органа по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств, повторяют позицию стороны ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, основаны на ином толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Представителем Деминой - Жолнерович подано заявление об оплате услуг представителя за участие в суде апелляционной инстанции в размере 3500 рублей. К заявлению приложен договор оказания юридических услуг, квитанция. На основании статьи 100 ГПК РФ коллегия полагает возможным удовлетворить требование о возмещении расходов с проигравшей стороны, заявленная сумма 3500 руб. является разумной и соответствует объему оказанной представителем помощи.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 27 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Мурманска - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске в пользу Деминой Татьяны Ивановны в возмещение расходов на оплату услуг представителя 3500 рублей.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.