Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Брандиной Н.В.
Бойко Л.Н.
при секретаре
Синициной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лангуевой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное)
на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 14 марта 2019 г, которым постановлено:
"Исковые требования Лангуевой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) об установлении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Признать незаконным Решение Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакша Мурманской области (межрайонное) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Лангуевой Татьяне Николаевне от 30 января 2019 года *.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакше Мурманской области (межрайонное) включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения Лангуевой Татьяны Николаевны на курсах повышения квалификации (с отрывом от производства и сохранением заработной платы): с 25 октября 1993 года по 31 октября 1993 года, с 24 апреля 1994 года по 01 мая 1994 года, с 23 марта 2000 года по 05 апреля 2000 года, с 01 июня 2000 года по 16 июня 2000 года, с 31 октября 2005 года по 17 ноября 2005 года, с 30 ноября 2005 года по 16 декабря 2005 года, с 22 сентября 2008 года по 03 октября 2008 года, с 10 октября 2011 года по 27 октября 2011 года, с 28 ноября 2011 года по 15 декабря 2011 года, с 13 мая 2013 года по 18 мая 2013 года, с 03 июня 2013 года по 08 июня 2013 года, с 15 марта 2016 года по 16 марта 2016 года, 29
марта 2016 года, 12 апреля 2016 года; период работы в должности старшей вожатой с 01 октября 1993 года по 31 августа 1994 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакша назначить Лангуевой Татьяне Николаевне досрочно трудовую пенсию с 22 октября 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кандалакше Мурманской области (межрайонное) в пользу Лангуевой Татьяны Николаевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей".
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Лангуева Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакша Мурманской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Кандалакша Мурманской области) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований истица указала, что 22 октября 2018 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в чем ей было отказано по причине отсутствия требуемого (25 лет) стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
По подсчетам пенсионного органа документально подтвержденный специальный стаж составил 24 года 05 месяцев 09 дней.
Полагала, что пенсионный орган незаконно не засчитал в специальный стаж периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и сохранением заработной платы: с 25 октября 1993 г. по 31 октября 1993 г, с 24 апреля 1994 г. по 1 мая 1994 г, с 23 марта 2000 г. по 5 апреля 2000 г, с 1 июня 2000 г. по 16 июня 2000 г, с 31 октября 2005 г. по 17 ноября 2005 г, с 30 ноября 2005 г. по 16 декабря 2005 г, с 22 сентября 2008 г. по 3 октября 2008 г, с 10 октября 2011 г. по 27 октября 2011 г, с 28 ноября 2011 г. по 15 декабря 2011 г, с 13 мая 2013 г. по 18 мая 2013 г, с 3 июня 2013 г. по 8 июня 2013 г, с 15 марта 2016 г. по 16 марта 2016 г, 29 марта 2016 г, 12 апреля 2016 г.; период работы в должности старшей вожатой с 1 октября 1993 г. по 31 августа 1994 г.
Просила признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в г. Кандалакша Мурманской области от 30 января 2019 г. * об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы и работы в должности старшей вожатой, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии - с 22 октября 2018 г.
В судебном заседании истица Лангуева Т.Н. и её представитель Яковлева Л.В. просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Кандалакша Мурманской области Ермакова Г.А. иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - УПФ РФ в г. Кандалакша Мурманской области Варва Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы приводит доводы об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истицы периодов работы в должности старшей вожатой с 1 октября 1993 г. по 31 августа 1994 г.
Настаивает на том, что оснований для включения в специальный стаж указанного периода работы истицы не имелось, поскольку Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утратило законную силу с 1 октября 1993 г, а действующее с данного периода правовое регулирование не предусматривает возможности зачета спорного периода в педагогический стаж.
Полагает, что поскольку нахождение Лангуевой Т.Н. на курсах повышения квалификации в период с 25 октября 1993 г. по 31 октября 1993 г, с 24 апреля 1994 г. по 1 мая 1994 г. имело место в период работы истицы в должности старшей вожатой с 1 октября 1993 г. по 31 августа 1994 г, то указанные периоды прохождения повышения квалификации также не подлежат зачету в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Лангуева Т.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае - педагогической деятельности в учреждениях для детей).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 22 октября 2018 г. Лангуева Т.Н, полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей), обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Кандалакша Мурманской области с заявлением о назначении пенсии.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Кандалакша Мурманской области от 30 января 2019 г. * Лангуевой Т.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
По расчетам пенсионного органа продолжительность стажа педагогической деятельности Лангуевой Т.Н. составила 24 года 05 месяцев 09 дней.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, пенсионный орган не засчитал следующие периоды работы Лангуевой Т.Н.: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и сохранением заработной платы: с 25 октября 1993 г. по 31 октября 1993 г, с 24 апреля 1994 г. по 1 мая 1994 г, с 23 марта 2000 г. по 5 апреля 2000 г, с 1 июня 2000 г. по 16 июня 2000 г, с 31 октября 2005 г. по 17 ноября 2005 г, с 30 ноября 2005 г. по 16 декабря 2005 г, с 22 сентября 2008 г. по 3 октября 2008 г, с 10 октября 2011 г. по 27 октября 2011 г, с 28 ноября 2011 г. по 15 декабря 2011 г, с 13 мая 2013 г. по 18 мая 2013 г, с 3 июня 2013 г. по 8 июня 2013 г, с 15 марта 2016 г. по 16 марта 2016 г, 29 марта 2016 г, 12 апреля 2016 г, а также период работы в должности старшей вожатой с 1 октября 1993 г. по 31 августа 1994 г.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж истицы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23 марта 2000 г. по 5 апреля 2000 г, с 1 июня 2000 г. по 16 июня 2000 г, с 31 октября 2005 г. по 17 ноября 2005 г, с 30 ноября 2005 г. по 16 декабря 2005 г, с 22 сентября 2008 г. по 3 октября 2008 г, с 10 октября 2011 г. по 27 октября 2011 г, с 28 ноября 2011 г. по 15 декабря 2011 г, с 13 мая 2013 г. по 18 мая 2013 г, с 3 июня 2013 г. по 8 июня 2013 г, с 15 марта 2016 г. по 16 марта 2016 г, 29 марта 2016 г, 12 апреля 2016 г.
Поскольку решение суда в указанной части не обжаловано, в силу положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность выводов суда в этой части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Проверяя решение в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о возложении на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж Лангуевой Т.Н. периоды работы в должности старшей вожатой с 1 октября 1993 г. по 31 августа 1994 г, нахождения на курсах повышения квалификации (с отрывом от производства и сохранением заработной платы) с 25 октября 1993 г. по 31 октября 1993 г, с 24 апреля 1994 г. по 1 мая 1994 г, назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с 22 октября 2018 г, основанными на неправильном применении норм материального права.
Так, пенсионным органом в бесспорном порядке зачтен в специальный стаж истицы период работы старшей вожатой в *** с 8 февраля 1993 г. по 16 мая 1993 г, с 1 сентября 1993 г. по 30 сентября 1993 г. применительно к правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений.
В указанный период работы истицы действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, пунктом 2 (абз.4) которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве пионервожатых.
Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Таким образом, Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 не применяется с 1 октября 1993 г. С этой даты действует новое правовое регулирование в области пенсионного обеспечения.
Нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения, возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы в должности старшей вожатой не предусмотрена.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П следует, что изменение законодателем ранее установленного правового регулирования не будет признано нарушением гарантированных прав граждан, когда сохранена разумная стабильность правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае предоставления гражданам возможности посредством установления временного регулирования в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
О том, что федеральный законодатель обеспечил необходимую стабильность в правовом регулировании и создал гражданам возможность адаптироваться к изменившимся условиям пенсионного обеспечения, указывает наличие в Постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (в редакции, действовавшей до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953) положений о возможности сохранения за другими педагогическими работниками (не поименованными в соответствующем Списке) условий и порядка назначения пенсий за выслугу лет, действовавших до введения Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (пункт 3 данного Постановления). Данный переходный период существовал до 1 октября 1993 г, в связи с чем истица, будучи осведомленной о невключении должности старшей вожатой в соответствующий список к Постановлению Совета Министров РСФСР N 463, имела достаточное время для принятия мер в целях трудоустройства на иную должность, работа в которой давала право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При таких обстоятельствах период работы истицы в должности старшей вожатой, не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию.
В связи с тем, что в указанном спорном периоде с 1 октября 1993 г. по 31 августа 1994 г. истица находилась на курсах повышения квалификации (с отрывом от производства и сохранением заработной платы) с 25 октября 1993 г. по 31 октября 1993 г. и с 24 апреля 1994 г. по 1 мая 1994 г, правовые основания для их включения в специальный стаж также отсутствуют.
Поскольку без спорных периодов специальный стаж педагогической деятельности Лангуевой Т.Н. составляет менее 25 лет, а именно 24 года 09 месяцев 16 дней (в соответствии с расчетом, представленным в дополнительных письменных возражениях пенсионного органа), то оснований для возложения обязанности на ответчика назначить истице досрочную страховую пенсию по старости не имеется.
При изложенных обстоятельствах решение суда в части включения в специальный стаж периода работы в должности старшей вожатой, указанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации и назначении досрочной страховой пенсии, как постановленное с нарушением норм материального права, подлежит отмене, с вынесением нового решения в этой части об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 14 марта 2019 г. отменить в части возложения на ГУ - УПФ РФ в г. Кандалакша Мурманской области обязанности включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы Лангуевой Татьяны Николаевны в должности старшей вожатой с 1 октября 1993 г. по 31 августа 1994 г, периода нахождения на курсах повышения квалификации (с отрывом от производства и сохранением заработной платы) с 25 октября 1993 г. по 31 октября 1993 г, с 24 апреля 1994 г. по 1 мая 1994 г, назначения досрочной пенсии с 22 октября 2018 г, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Лангуевой Татьяны Николаевны в указанной части - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.