Решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики
от 28 ноября 2001 г. N 3-43/2001
Именем Российской Федерации
Верховный суд Карачаево-Черкесской республики в составе:
Председательствующей судьи: Скорик Т.Н.
С участием прокурора отдела прокуратуры
Карачаево-Черкесской республики: Маковой Н.М.
При секретаре: Сыч О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Карачаево-Черкесской республики о признании недействительным, противоречащим Федеральному законодательству постановления Правительства Карачаево-Черкесской республики N 111 от 02 июля 2001 года "О создании республиканского государственного учреждения "Управление по регулированию использования лесных ресурсов КЧР", установил:
Прокурор Карачаево-Черкесской республики обратился с заявлением в Верховный суд Карачаево-Черкесской республики о признании Постановления Правительства КЧР N 111 от 02 июля 2001 года "О создании республиканского государственного учреждения "Управление по регулированию использования лесных ресурсов КЧР" и просил признать его недействительным с момента издания, как противоречащее федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор свое заявление поддержал и суду пояснил, что 02 июля 2001 года Правительство КЧР приняло постановление N 111 "О создании республиканского государственного учреждения "Управление по регулированию использования лесных ресурсов КЧР", согласно которому постановлено Министерству имущественных отношений КЧР выступить от имени Карачаево-Черкесской республики учредителем вышеуказанного управления с правом осуществления предпринимательской деятельности.
При утверждении устава республиканского государственного учреждения "Управление по регулированию использования лесных ресурсов КЧР", как указано в Постановлении Правительства КЧР, в объем специальной правоспособности Управления должны войти полномочия по:
-управлению и контролю за использованием лесосырьевых ресурсов КЧР;
-управлению и координации работы предприятий лесопромышленного комплекса КЧР с внедрением внутриотраслевой кооперации, упорядочением вывоза леса на экспорт;
-согласованию вопросов с Представительством Уполномоченного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по Северо-Кавказскому району в Карачаево-Черкесской республике при оформлении заявителями пакета необходимых документов для экспорта лесоматериалов.
Данное Постановление Правительства КЧР противоречит действующему Федеральному законодательству.
Так, в соответствии со ст. 46 Лесного Кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, запрета лесного фонда и воспроизводства лесов относится, в том числе и владение, пользование и распоряжение лесным фондом. К полномочиям субъектов РФ (ст. 47 Лесного Кодекса РФ) относится лишь участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов РФ.
Согласно ст. 19 ЛК РФ - лесной фонд находится в Федеральной собственности; в соовтетствии# с Федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ. Кроме того, в соответствии с положениями преамбулы и статей 2, 5, 7, 10-12, 19, 22, 46, 47, 50 и 54 ЛК РФ следует, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значительности для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа Pоссии и как таковой является Федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Представитель Правительства КЧР - Дремова А.В. требования прокурора признала частично, в части владения, пользования и распоряжения лесным фонда,# т.к. считает, что эти вопросы не урегулированы законодательством. Правительство субъекта РФ имеет полномочия создавать учреждения, в соответствии с ГК РФ и законами КЧР, средства на создание учреждений выделяются из резервного фонда. Закон Об общественных объединениях не запрещает создавать учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью для достижения целей, для которых они созданы.
Однако в настоящее время Правительством КЧР уже подготовлен проект постановления "Об отмене постановления Правительства КЧР N 11 от 02.07.2001 года "О создании республиканского государственного учреждения "Управление по регулированию использования лесных ресурсов КЧР", который согласован с администрацией КЧР и в ближайшее время постановление Правительства N 111 от 02.07.2001 г. будет отменено.
Суд, заслушав прокурора, представителя Правительства КЧР, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что заявление прокурора КЧР является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
По существу представитель Правительства КЧР признала требования прокурора.
Доводы прокурора КЧР о том, что постановления Правительства КЧР N 111 от 02 июля 2001 года "О создании республиканского государственного учреждения "Управление по регулированию использования лесных ресурсов КЧР" противоречит федеральному законодательству, обоснованны.
Согласно статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации лесной фонд находится в федеральной собственности (часть первая); в соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации (часть вторая). К полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся владение, пользование и распоряжение лесным фондом (абзац четвертый статьи 46 Лесного кодекса Российской Федерации). К полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (абзац четвертый статьи 47 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из статьи 19, а также положений преамбулы и статей 2, 5, 7, 10-12, 18, 22, 46, 47, 50 и 54 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Таким образом, суд пришел к выводу, что Постановление Правительства КЧР N 111 от 02 июля 2001 года "О создании республиканского государственного учреждения "Управление по регулированию использования лесных ресурсов КЧР" противоречит федеральному законодательству: ст.ст. 11 и 71 Конституции Российской Федерации, (как следует из статьи 71 (пункт "а") Конституции Российской Федерации, принятие и изменение всех федеральных законов находится в ведении Российской Федерации, а не в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно статьи 11 (часть 3) Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий), Лесному Кодексу Российской Федерации и Постановлению Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 года. N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации".
Суд находит, что в заявлении прокурора КЧР правильно поставлены вопросы о признании недействительным, противоречащим федеральному законодательству Постановление Правительства КЧР N 111 от 02 июля 2001 года "О создании республиканского государственного учреждения "Управление по регулированию использования лесных ресурсов КЧР" и приходит к выводу об удовлетворении данного заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 115, 191, 197, 239-1, 239-6 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявление прокурора Карачаево-Черкесской республики удовлетворить.
Признать недействительным, противоречащим Федеральному законодательству Постановление Правительства КЧР N 111 от 02 июля 2001 года "О создании республиканского государственного учреждения "Управление по регулированию использования лесных ресурсов КЧР" со дня вступления его в силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в установленный законом 10-ти дневный срок после его вынесения, путем подачи жалобы через Верховный Суд Карачаево-Черкесской республики.
Председательствующая по делу
Судья Верховного Суда
Карачаево-Черкесской республики |
Т.Н. Скорик |
Копия верна:
Судья Верховного Суда КЧР |
Т.Н. Скорик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28 ноября 2001 г. N 3-43/2001
Текст решения официально опубликован не был