Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Нигколовой И.И.
судей Лишуты И.В. и Гелашвили Н.Р.
при секретаре Маркиной С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кудакова В.Г. на решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 13 февраля 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования МВД по Республике Северная Осетия-Алания к Кудакову... 11 о взыскании материального ущерба в размере... рублей 87 копеек, причиненного в результате излишне уплаченной пенсии за период с 1 января 2012 года по 1 декабря 2015 года, с последующим перечислением в доход федерального бюджета Российской Федерации удовлетворить.
Взыскать с Кудакова... 12, 22.08.1969 года рождения в пользу МВД по Республике Северная Осетия-Алания материальный ущерб в размере... ) рублей 87 копеек, причиненный в результате излишне уплаченной пенсии за период с 1 января 2012 года по 1 декабря 2015 года, с последующим перечислением в доход федерального бюджета Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Лишуты И.В, представителя МВД по РСО-Алания Елканова З.М, действующей по доверенности N 7/45 от 13 декабря 2018 г, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
установила:
МВД по РСО-Алания обратилось в суд с иском к Кудакову В.Г. о взыскании материального ущерба в размере... копеек, причиненного в результате излишне уплаченной пенсии за период с 01.01.2012 года по 01.12.2015 года, с последующим перечислением в доход федерального бюджета Российской Федерации.
В обоснование заявленных требования указало, что Кудаков В.Г. проходил службу в органах внутренних дел.... года Кудаков В.Г. был уволен из органов внутренних дел. 02.11.2011 года подал заявление на имя начальника ЦПО МВД по РСО-Алания о назначении пенсии за выслугу лет.... года Кудаков В.Г. подписал обязательство сообщить в течение 10 дней обо всех изменениях, лишающих его права на пенсию, в том числе о факте поступления на работу.
... года начальником отдела пенсионного обеспечения утверждено заключение о назначении ему пенсии. Однако, 19.12.2011 года приказом начальника УФСИН России по РСО-Алания N344 л/с Кудаков В.Е. был назначен на должность, при этом не поставил в известность ЦПО МВД по РСО-Алания.
Проходя службу в УФСИН России по РСО-Алания в период с... года по... года Кудаков В.Г. незаконно получал ведомственную пенсию МВД по РСО-Алания за выслугу лет, которая перечислялась ему на расчетный счет N.., открытый Кудаковым В.Г. в отделении ОАО "Сбербанк России" N8632. За указанный период ему перечислено... При этом Кудаков В.Г. знал о том, что в период службы не вправе получать пенсии по линии МВД России.
В судебном заседании представитель истца Дамбегова А.Б. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Кудаков В.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен судом надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела расписка. В материалы дела ответчиком представлены возражения на исковое заявление, доводы которых ответчик поддержал в судебном заседании 06.02.2019г. и просил отказать МВД по РСО-Алания в удовлетворении заявленных к нему требований.
По делу постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласился Кудаков В.Г. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Судом установлено,... года, подполковник милиции Кудаков В.Г. был уволен из органов внутренних дел.
... года Кудаков В.Г. подал заявление на имя начальника ЦПО МВД по РСО-Алания о назначении пенсии за выслугу лет, в котором он обязался сообщить в пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или лишающих права на пенсию, социальное пособие, прекращение, приостановление выплаты.
... Кудаков В.Г. подписал обязательство сообщить в течение 10 дней обо всех изменениях, влияющих на размер назначенной ему пенсии или лишающих его права на пенсию, в том числе о факте поступления на работу, в ЦПО при МВД по РСО - Алания.
... года начальником отдела пенсионного обеспечения ЦПО МВД по РСО-Алания Базоевой З.Х. утверждено заключение о назначении Кудакову В.Г. пенсии за выслугу лет.
19.12.2011 года приказом начальника УФСИН России по РСО- Алания N344 л/с подполковник милиции в отставке Кудаков В.Г. назначен на должность оперуполномоченного группы по взаимодействию с правоохранительными органами и борьбе с терроризмом отделения по организации оперативно-розыскной деятельности оперативного отдела УФСИН по РСО-Алания по контракту сроком на три года.
Согласно приказу начальника УФСИН России по РСО-Алания N... от.., подполковник внутренней службы Кудаков В.Г, начальник оперативного отдела ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РСО-Алания уволен с 01.12.2015 года по п. "Б" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста).
Между тем, как следует из материалов дела, Кудакову В.Г, пенсионеру МВД по РСО-Алания с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2015 г. была выплачена пенсия в сумме... коп.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования МВД по РСО-Алания, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", принял во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 N 6-П и пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что действующее правовое регулирование материального обеспечения лиц, ушедших с военной службы или службы в правоохранительных органах, при достижении выслуги лет оставляет на их усмотрение решение вопроса, продолжать службу или, уволившись по достижении выслуги лет и истечении срока контракта, поступить на работу, заняться иной деятельностью, не связанной с военной или правоохранительной службой.
Учитывая, что подполковник внутренней службы Кудаков В.Г. с... года по... года являлся сотрудником УФСИН России по РСО-Алания и в тоже время получал пенсию за выслугу лет (назначенную после его трудоустройства), суд обоснованно взыскал с Кудакова В.Г. начисленную ему пенсию (с января 2012 года по 01.12.2015 года) в сумме... коп.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам по делу и закону.
Пенсионное обеспечение граждан РФ, проходивших военную службу в качестве офицеров, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, производится в настоящее время на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты.
Частями 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Как следует из части второй статьи 6 Закона от 2 февраля 1993 г. N 4468-1 гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации N 4468-1, следует, что согласно части первой статьи 6 рассматриваемого Закона лицам, указанным в его статье 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями статьи 13, части первой статьи 14 и статьи 53 того же Закона, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии. Конкретизируя это условие, часть вторая статьи 6 рассматриваемого Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Следовательно, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
Такое регулирование не может расцениваться как не совместимое с принципом равенства, гарантируемым статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Действующее правовое регулирование материального обеспечения лиц, ушедших с военной службы или службы в правоохранительных органах, при достижении выслуги лет оставляет в принципе на их усмотрение решение вопроса, продолжать службу (в том числе заново поступая на нее по контракту после увольнения) или, уволившись по достижении выслуги лет и истечении срока контракта, поступить на работу, заняться иной деятельностью, не связанной с военной или правоохранительной службой.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что у Кудакова В.Г. отсутствовало право на получение им пенсии за выслугу лет в период службы в УФСИН России по РСО-Алания. Выплата назначенной ему по линии МВД РСО-Алания пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в УФСИН России по РСО-Алания.
Доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им дана должная правовая оценка, с которой судебная коллегия согласилась.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные отношения, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 13 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий Нигколова И.И.
Судьи: Гелашвили Н.Р.
Лишута И.В.
Справка: гражданское дело рассмотрено Советским районным судом г. Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Колобковой В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.