Судья Верховного Суда РСО-Алания Моргоев Э.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Табуева С.Г., действующего в интересах гражданина Республики Грузия Оганджаняна М. на постановление начальника КПП "Верхний Ларс" от 08 февраля 2019 года и решение судьи Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 27 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ, в отношении Оганджанян М.,
установил:
Постановлением начальника контрольнопропускного пункта "Верхний Ларе" Пограничного управления ФСБ по РСО-Алания Алонского М.В. от... года, гражданин Республики Грузия Оганджанян М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 от. 18.4 КоАП РФ (нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере... рублей.
Защитник Оганджаняна М. - Табуев С.Г, обжаловал указанное постановление по мотивам непричастности его подзащитного к упомянутому выше правонарушению, указав, что материалами дела не установлено совершение правонарушения Оганджаняном М. умышлено, не подтверждено доказательствами факт осознания им противоправности своих действий, в связи с чем просил просил отменить вынесенное по делу постановление, прекратив производство по делу.
Решением судьи Советского районного суда г. Владикавказа от 27.02.2019 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника - без удовлетворения.
Защитник Оганджаняна М. - Табуев С.Г, в поданной им в Верховный Суд РСО-Алания жалобе, просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в действиях гражданина иностранного государства Оганджаняна М. отсутствует состав административного правонарушения, в частности субъективная сторона, в материалах дела отсутствуют доказательства совершения правонарушения гражданином иностранного государства как умышленно, так и по неосторожности. Отсутствует мотив и цель административного правонарушения. Полагает, что должностным лицом и судьей не дана полная и объективная оценка доказательствам.
В судебном заседании защитник Табуев С.Г, действующего в интересах Оганджанян М, поддержал доводы жалобы, просил обжалуемое постановление должностного лица от 08.02.2019 года и решение судьи Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 27.02.2019 года отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Табуева С.Г, действующего в интересах Оганджанян М, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Согласно ст. 22 вышеуказанного закона режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Российской Федерации.
Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждены Приказом Росграницы от 27.12.2010 N 451-ОД "Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
Согласно пункту 27 указанного приказа посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производятся с разрешения пограничных и таможенных органов.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением начальника контрольно пропускного пункта "Верхний Ларе" Пограничного управления ФСБ по РСО-Алания Алонского М.В. от... г. гражданин иностранного государства Оганджанян М. привлечен к административной ответственности за то, что при... года при следовании на въезд в РФ примерно в... час... мин. в пункте пропуска "Верхний Ларс" самостоятельно, без разрешения сотрудников пограничной службы покинул свое транспортное сркдство и проследовал через режимную территорию пункта пропуска в направлении паспортного контроля, что делать было запрещено.
Судья Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания с выводами должностного лица согласился, постановление должностного лица оставил без изменения. Принимая решение, должностное лицо и судья городского суда пришли к выводу о том, что гражданином иностранного государства Оганджанян М. совершено инкриминируемое ему административное правонарушение.
Между тем, с такими выводами согласиться нельзя.
Часть 2 статьи 18.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ, характеризуется противоправным деянием (действием), выразившимся в нарушении физическим лицом (иностранным гражданином) правил нахождения в пункте пропуска через Государственную границу РФ.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной формой вины, то есть лицо, его совершившее осознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Между тем, вина Оганджанян М. в совершении им административного правонарушения материалами дела не подтверждается.
Должностным лицом и судьей районного суда не установлено, что гражданин иностранного государства Оганджанян М, выйдя из транспортного средства, чтобы уточнить у сотрудника пограничной службы информацию о порядке проезда через пункт пропуска, сознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел вредные последствия и желал наступления таких последствий или сознательно их допускал либо относился к ним безразлично, хотя должен был и мог их предвидеть.
Из доводов жалобы следует, что ни водитель транспортного средства, на котором Оганджанян М. передвигался, ни сотрудник пограничной службы ему не сообщили, что нельзя выходить из автомобиля в пункте пропуска.
Таким образом, обстоятельств, подтверждающих вину гражданина иностранного государства Оганджанян М. в форме умысла, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, не установлено.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Понятие административного правонарушения включает в себя такие обязательные признаки как противоправность, виновность и наказуемость.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков, входящих в состав правонарушения, приводит к невозможности привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.
Таким образом, постановление начальника КПП "Верхний Ларс" от... года и решение судьи Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от... года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ, в отношении гражданина иностранного государства Оганджанян М, не могут быть признаны законными и обоснованными. Указанные акты подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях гражданина иностранного государства Оганджанян М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника Табуева С.Г, действующего в интересах гражданина Республики Грузия Оганджанян М, удовлетворить.
Постановление начальника КПП "Верхний Ларс" от 08 февраля 2019 года и решение судьи Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 27 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Грузия Оганджанян М. отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях гражданина Республики Грузия Оганджаняна Мартуна, состава административного правонарушения.
Судья Э.Т. Моргоев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.