Судья Верховного Суда РСО-Алания Гатеев С.Г.,
при секретаре Магкеевой И.В,
рассмотрев жалобу ООО "СО ЧОП "Патруль" на решение судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 11 октября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО "СО ЧОП "Патруль",
установил:
постановлением Государственной инспекции труда по РСО-Алания... от 26 июня 2018 года ООО "СО ЧОП "Патруль" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 11 октября 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания, ООО "СО ЧОП "Патруль" просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель ООО "СО ЧОП "Патруль" - Плиев А.В, доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в РСО-Алания Туаев Р.Т, доводы жалобы не признал, просил в ее удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
Согласно ч.2 ст.5.27.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок (документарных проверок и (или) выездных) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в РСО-Алания от 06 июня 2018 года... по основанию, предусмотренному абзацем восьмым части седьмой ст.360 Трудового кодекса Российской Федерации, с целью защиты прав и интересов работников, (в связи с рассмотрением требований органов прокуратуры от 28 апреля 2018 года... -ПВ О проведении проверки исполнения частными охранными организациями трудового законодательства), в отношении ООО "СО ЧОП "Патруль" назначена внеплановая выездная проверка сроком проведения с 08 июня 2018 года по 05 июля 2018 года.
В ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, проведенной Государственной инспекцией труда в РСО-Алания выявлены нарушения трудового законодательства, отраженные в акте проверки от 15 июня 2018 года...
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "СО ЧОП "Патруль" постановлением Государственной инспекции труда по РСО-Алания, с выводами которого согласилась судебная инстанция, к административной ответственности, установленной ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Однако, состоявшиеся по делу постановление и решение законными признать нельзя.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
В соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, которые оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Материалы дела дают основания для вывода о том, что должностным лицом Инспекции не был соблюден установленный Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ и Трудовым кодексом Российской Федерации порядок проведения мероприятий по контролю.
В соответствии с ч.16 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В силу ч.1, п.1 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 16 статьи 10 названного Федерального закона (в части срока уведомления о проведении проверки), относится к грубым нарушениям установленных требований к организации и проведению проверок, влекущим признание результатов проверки незаконными.
В материалах дела отсутствуют достоверные доказательства, что ООО "СО ЧОП "Патруль" уведомлялось должностным лицом Инспекции о проведении внеплановой выездной проверки. Имеются основания для вывода о том, что в рассматриваемом случае допущено грубое нарушение установленных требований к организации и проведению проверок (в части срока уведомления о проведении проверки).
В подтверждение довода о своевременном уведомлении ООО "СО ЧОП "Патруль" о проведении внеплановой выездной проверки, должностным лицом Инспекции представлено уведомление о вручении телеграммы директору общества 07 июня 2018 года в 13 час. 36 мин. Однако содержание направленной телеграммы суду не представлено.
При этом представитель ООО "СО ЧОП "Патруль" в судебном заседании отрицал направление и получение обществом уведомления о проведении внеплановой выездной проверки.
Кроме того, как усматривается из акта проверки от 15 июня 2018 года.., в нем отсутствуют сведения о дате и времени проведения проверки (соответствующая графа не заполнена).
Также, к числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.
В соответствии с указанной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Однако в протоколе об административном правонарушении, при описании события правонарушения, должностным лицом Инспекции указано, что не на всех рабочих местах проведена специальная оценка условий труда (работники не ознакомлены о безопасности своих рабочих мест в процессе их трудовой деятельности). При этом не указано, на каких конкретных рабочих местах и в отношении каких работников (должностей) допущено нарушение.
Возможность устранения указанного недостатка утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено. Устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Виновность общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, не доказана, состоявшиеся по делу постановление и решение не могут быть признаны законными.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление Государственной инспекции труда по РСО-Алания... от 26 июня 2018 года и решение судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 11 октября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО "СО ЧОП "Патруль", подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление Государственной инспекции труда по РСО-Алания... от 26 июня 2018 года и решение судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 11 октября 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО "СО ЧОП "Патруль" - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ прекратить.
Жалобу ООО "СО ЧОП "Патруль" удовлетворить.
Судья С.Г. Гатеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.