Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Тамарова Ю.П,
судей Бажанова А.О. и Михеева О.С,
рассмотрела 27 июня 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного истца Новожилова Алексея Владимировича на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Михеева О.С, судебная коллегия
установил:
Новожилов А.В. обратился в суд с административным иском к отделу Министерства внутренних дел России по Рузаевскому муниципальному району Республики Мордовия (далее - ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району) об оспаривании отказа в регистрации по прежнему месту жительства от 14 февраля 2019 г. "N".
В обоснование иска указал, что в 1998 г. въехал на территорию Российской Федерации, где проживали его родители, которым в связи с трудовыми отношениями было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес". По данному адресу он был зарегистрирован в период с 9 ноября 1999 г. по 22 сентября 2000 г, и был снят с регистрационного учета в связи с осуждением к лишению свободы. С момента освобождения из мест лишения свободы и до настоящего времени он проживал по вышеуказанному адресу без регистрации. Поскольку до декабря 2018 г. являлся лицом без гражданства, зарегистрироваться по указанному адресу он не мог. 17 декабря 2018 г. им получен паспорт гражданина Российский Федерации. В январе 2019 г. он обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации его по месту жительства в жилом помещении по указанному адресу, однако получил отказ, мотивированный отсутствием правовых оснований для регистрации.
Считает отказ ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району в регистрации по месту жительства от 14 февраля 2019 г. "N" незаконным. Просил его отменить, обязать ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району зарегистрировать его по прежнему месту жительства.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 апреля 2019 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Административный истец Новожилов А.В. подал апелляционную жалобу на решение суда, считает его незаконным и необоснованным, просил его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Привел доводы о том, что в решении суда первой инстанции не указано, какие именно документы он представил административному ответчику. Суд также не выяснял вопрос о том, почему административный ответчик не запросил необходимые документы, как того требует Административный регламент. Указывает, что в решении суда не отражено, почему его письменное заявление о регистрации не является фактом обращения и не выяснил вопрос о том, обращался ли он ранее к административному ответчику с устным заявлением. Полагает, что суд первой инстанции вышел за пределы рассмотрения его административного иска, указав основанием для отказа - аварийное состояние жилья, хотя в суде вопрос по жилью не исследовался. Считает, что после отбытия наказания в местах лишения свободы, он вновь должен быть зарегистрирован по прежнему месту регистрации, и никаких документов, кроме освобождения из мест лишения свободы предоставлять не должен.
В судебное заседание административный истец Новожилов А.В, представитель административного ответчика ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району, представитель заинтересованного лица Администрации Плодопитомнического сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), не усматривается, и судебная коллегия в соответствии с положениями части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 КАС Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
В соответствии с пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Как следует из материалов дела, административный истец Новожилов А.В. 17 января 2019 г. обратился в ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району с заявлением о регистрации по прежнему месту регистрации по адресу: "адрес", с 1999 г. (л.д. 52)
14 февраля 2019 г. начальником ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району по результатам проверки обращения административного истца дан мотивированный ответ за "N", в котором Новожилову А.В. отказано в регистрации по месту жительства по адресу: "адрес" по причине отсутствия к тому оснований и разъяснен порядок обращения с представлением необходимых документов (л.д. 10, 79-80).
Считая указанный отказ незаконным административный истец Новожилов А.В. обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая дело по существу и оставляя административный иск без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что у административного ответчика отсутствовала обязанность в предоставлении государственной услуги, поскольку соответствующего заявления с приложением документов, предусмотренных Административным регламентом, Новожилов А.В. в ОМВД России по Рузаевскому муниципальному району не представил.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, считает его соответствующим фактическим обстоятельствам дела и закону.
Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N984 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
На основании пункта 58 указанного Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:
нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению (п. 58.1);
отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (п.58.2).
Административным истцом Новожиловым А.В. при обращении с заявлением о регистрации его по месту жительства, не было представлено заявление установленной формы о регистрации по месту жительства с приложением документов, предусмотренных Административным регламентом.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что оспариваемый отказ принят в соответствии с законом в пределах полномочий регистрирующего органа, законные права административного истца не нарушены, суд первой инстанции принял обоснованное решение, оставляя без удовлетворения административный иск.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда суждение об отсутствии у административного истца Новожилова А.В. права на вселение в спорное жилое помещение, поскольку к существу рассматриваемого дела вопрос о пригодности или непригодности жилого помещения не относится.
Таким образом, заслуживает внимание довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы рассмотрения административного иска, указав основанием для отказа - аварийное состояние жилья.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им в суде первой инстанции, направлены на переоценку собранных и исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 апреля 2019 г. по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Новожилова Алексея Владимировича - без удовлетворения, исключив из мотивировочной части решения суда суждение об отсутствии у административного истца права на вселение в спорное жилое помещение.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П. Тамаров
судьи А.О. Бажанов
О.С. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.