Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Шикуля Е.В.
судей: Медведева С.Ф, Москаленко Ю.М.
при секретаре: Эфендиевой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 3 по Ростовской области к Великоцкому В.П. о взыскании страховых взносов и пени, по апелляционной жалобе Великоцкого В.П. на решение Чертковского районного суда Ростовской области от 01 февраля 2019г.
Заслушав доклад судьи Медведева С.Ф, судебная коллегия по административным делам
установила:
Межрайонная ИФНС России N3 по Ростовской области (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Великоцкому В.П. о взыскании страховых взносов в фиксированном размере за 2017 год в размере и пени.
В обоснование требований инспекция указала, что Великоцкий В.П. был зарегистрирован в качестве страхователя в УПФР в Чертковском районе Ростовской области с 10 апреля 2017г. по 17 января 2018г.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, подлежащие уплате Виликоцким В.К. составляют 16965 руб, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год - 4590 руб.
В результате проведения контрольных мероприятий налоговым органом установлено, что Великоцкий В.П. не оплатил задолженность по страховым взносам, налогам, пеням, штрафам за период 2017 года на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 15751,92 руб, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 2017 год в размере 3060,87 руб.
За неуплату в установленный срок страховых взносов административному ответчику произведено начисление пени и направлено требование N1039 от 17 января 2018г. об уплате страховых взносов и пени.
На основании изложенного налоговый орган просил суд взыскать с Великоцкого В.П. задолженность по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017г. в размере 15751,92 руб. и пени в размере 21,91 руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01 января 2017г. в размере 3060,87 руб.
Решением Чертковского районного суда Ростовской области от 01 февраля 2019г. требования Межрайонной ИФНС России N3 по Ростовской области удовлетворены в полном объеме.
Суд взыскал с Великоцкого В.П. в пользу Межрайонной ИФНС N3 по Ростовской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 15751,92 руб, пени в размере 21,91 руб, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 3060,87 руб, а всего 18834,70 руб. С Великоцкого В.П. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 753 руб.
В апелляционной жалобе Великоцкий В.П. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Великоцкий В.П. указывает, что суд необоснованно взыскал с него задолженность по страховым взносам, поскольку фактически предпринимательскую деятельность он не осуществлял, доход не получал, в отчете указывал нулевую доходность, а 17 января 2018г. прекратил предпринимательскую деятельность.
Также Великоцкий В.П. в обоснование своей позиции об отсутствии у него обязанности по оплате страховых взносов указывает на то, что он не использовал субсидии государства и не принимал на работу физических лиц.
На апелляционную жалобу налоговым органом представлены возражения, в которых, указывается на необходимость оставления обжалуемого решения суда от 01 февраля 2019г. без изменения, апелляционной жалобы Великоцкого В.П. - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Великоцкий В.П. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления налогового органа.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие представителя административного истца - Межрайонной ИФНС России N3 по Ростовской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается материалами дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав административного ответчика, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями ст.310 КАС Российской Федерации, для изменения решения суда первой инстанции в части вида бюджета, в доход которого подлежит уплате государственная пошлина.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела, Великоцкий В.П. был зарегистрирован в качестве страхователя в УПФ России в Чертковском районе Ростовской области, с 10 апреля 2017г. по 17 января 2018г.
Налоговым органом установлен факт неуплаты Великоцким В.П. страховых взносов и пени, начисленной за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем в адрес Великоцкого В.П. инспекцией направлено требование N 1039 по состоянию на 17 января 2018г. о необходимости в срок до 06 февраля 2018г. оплатить задолженность по страховым взносам.
Административным ответчиком не исполнено в добровольном порядке требование об уплате страховых взносов и пени, вследствие чего инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика вышеуказанной задолженности.
Вынесенный судебный приказ определением мирового судьи судебного участка N 1 Чертковского судебного района Ростовской области от 05 октября 2018г. отменен.
Принимая решение об удовлетворении требований административного искового заявления налогового органа в части взыскания с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 15751,92 руб, пени в размере 21,91 руб, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 3060,87 руб, суд первой инстанции исходил из того, что Великоцкий В.П. не исполнил обязанность по уплате указанного вида налога в установленный законом срок.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления в части взыскания задолженности по страховым взносам и пени, исходя из следующего.
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 N243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N243-ФЗ), начиная с 1 января 2017г. на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что положения Налогового кодекса Российской Федерации обязывают индивидуальных предпринимателей, уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из размере МРОТа, то выводы суда первой инстанции об обоснованности требований налогового органа о взыскании с административного ответчика суммы страховых взносов и пени являются правильными. При этом судебная коллегия соглашается с расчетом размера страховых взносов, взыскиваемых налоговым органом в рамках настоящего административного дела, поскольку указанный расчет выполнен налоговым органом исходя из периода осуществления предпринимательской деятельности административным ответчиком в 2017 году - 8 месяцев 21 день в соответствие с тарифами, предусмотренными ст. 425 НК Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
При таких обстоятельствах Великоцкий В.П, являясь индивидуальным предпринимателем в спорный период, при проявлении достаточной степени заботливости и осмотрительности должен был предпринять необходимые меры к исполнению возложенной на него обязанности по оплате сумм страховых взносов.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно взыскал с Великоцкого В.П. задолженность по страховым взносам, поскольку фактически предпринимательскую деятельность административный ответчик не осуществлял, не принимал на работу физических лиц и не использовал субсидии государства, на обоснованность выводов суда первой инстанции об удовлетворении требований административного искового заявления налогового органа не влияет, исходя из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12 апреля 2005 года N 164-О и в Определении от 12 мая 2005 года N 210-О, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определилего минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и других. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и тому подобного, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
В рамках рассмотрения настоящего административного дела административным ответчиком Великоцким В.П. не представлено доказательств подтверждающих невозможность прекращения предпринимательской деятельности при неполучении дохода.
То обстоятельство, что административный ответчик не использовал в предпринимательской деятельности субсидии, не привлекал в процессе предпринимательской деятельности физических лиц и не получил дохода от предпринимательской деятельности, не освобождает Великоцкого В.П. от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России и ФФОМС, поскольку данная обязанность возлагается на индивидуального предпринимателя п. 2 ч. 1 ст. 419 НК Российской Федерации и не зависит от обстоятельств, на которые ссылается административный ответчик.
Ссылок на обстоятельства, свидетельствующие о незаконности изложенных в решении выводов районного суда, апелляционная жалоба Великоцкого В.П. не содержит.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью выводов суда первой инстанции относительно необходимости взыскания государственной пошлины в доход федерального бюджета.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, как следует из положений п. 2 ст. 611 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, зачисляются в бюджеты муниципальных районов.
При разрешении коллизии между указанными нормами необходимо руководствоваться положениями Бюджетного Кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, решение Чертковского районного суда Ростовской области от 01 февраля 2018г. подлежит изменению в части указания вида бюджета, в доход которого подлежит взысканию государственная пошлина, указав на взыскание с Великоцкого В.П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 753 руб.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Великоцкого В.П. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Чертковского районного суда Ростовской области от 01 февраля 2019г. изменить части указания вида бюджета, в доход которого подлежит взысканию государственная пошлина.
Взыскать с Великоцкого Владимира Прокофьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 753 рубля.
В остальной части решение Чертковского районного суда Ростовской области от 01 февраля 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Великоцкого В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.