Решение Управления Федеральной антимонопольной службы
по Карачаево-Черкесской Республике
от 16 июня 2011 г. N 1608-2/7
Оглашено: 3 июня 2011 г.
Изготовлено в полном объеме: 16 июня 2011 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <..> - заместителя руководителя управления,
Членов Комиссии:
- <...>- начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- <...> главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- <...> - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения госзаказа и рекламы;
- <...> - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,
рассмотрев дело N 32 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Водоканал" (369000, КЧР, г. Черкесск, пр. Ленина, 387) и Обществом с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр" (369000, г. Черкесск, ул. Международная, 109) пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является поступление из государственных органов материалов, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
28.04.2011 г. в УФАС по КЧР поступило письмо из прокуратуры КЧР (исх. N 9-16-11 от 25.04.2011 г.) для рассмотрения по существу и принятия мер по обращению генерального директора ООО "Прибороремонт" <...> по вопросу начисления ОАО "Водоканал" необоснованной суммы за водопотребление. Суть жалобы в том, что ОАО "Водоканал" и ООО "РКЦ", которые своими согласованными действиями и угрозами отключения услуг водоснабжения требуют необоснованную оплату в размере 52 458 рублей по истечению срока госповерки (07.09.2010) счетчика, что подтверждается уведомлением об ограничении предоставления услуг по водоснабжению за подписью зам. генерального директора ООО "РКЦ" <...>.
Изучив представленные материалы, было установлено следующее.
ООО "РКЦ" направило ООО "Прибороремонт" уведомление об ограничении предоставления услуг по водоснабжению, которым напоминает о задолженности на 01.03.2011 г. в размере 52 458 рублей. Для уточнения произведенного расчета необходимо явиться в ООО "РКЦ".
ООО "РКЦ" 12.05.2011 г. представило в УФАС по КЧР подробный расчет за потребление питьевой воды и сброс сточных вод по истечении межповерочного срока прибора учета по л/с ООО "Прибороремонт". С 07.09.2010 г. по 07.10.2010 г. расчет произведен по среднему потреблению за последние 6 месяцев из расчета 25,67 м3 в месяц на сумму 640,98 рублей, а период с 08.10.2010 г. по 31.01.2011 г. расчет по пропускной способности трубопровода o 15 мм на сумму 53 299, 95 рублей. Согласно расчету к оплате ООО "Прибороремонт" выставляется сумма 53 098,98 рублей.
ООО "РКЦ" расчет производит по пропускной способности трубопровода 15 мм., по формуле:
, где Q= расход воды; W= площади живого сечения; V= скорость движения воды равна 12 м3/сек. Нормативный акт, на основании которого применяется данная формула, ООО "РКЦ" не указывает. Что касается самого расчета, то из него следует, что в 2010 год году за 2 месяца (46 суток) при суточном нормативе в 18.34 м3, израсходовано 549 м3 на сумму 37 949 руб. Не ясно какие сутки берутся в расчет: рабочие или календарные. Расчет ООО "РКЦ" произведен следующим образом: 46 суток х 18,34 (среднесуточный норматив) х 24,97 (стоимость 1 м3/сутки) = 21065,6 рублей, что в 1,8 раза меньше выставляемой суммы ООО "РКЦ".
В расчете за 2011 год не уточняется количество суток в месяце, при этом предъявляется объем 549 м3 на общую сумму 15350 руб. В 2011 году при указании периода 1 месяц объем водопотребления выставлен равного объему водопотребления за 2010 год, где период водопотребления составил 2 месяца.
Между ОАО "Водоканал" и ООО "Прибороремонт" заключен договор от 01.01.2011 N 405 на отпуск питьевой и технической воды и прием сточных вод. В соответствии с пунктом 3.2.6. в случае обнаружения неисправности средств измерения и необходимости их ремонта, а также по истечении межповерочного срока (установленного заводом изготовителем согласно техпаспорту) "Абонент" не позднее чем в 3-дневный срок уведомляет об этом "Организацию ВКХ". После составления соответствующего акта представителем "Организации ВКХ", "Абонент" обязан незамедлительно снять его на госповерку, ремонт, отремонтировать, поверить и установить или заменить на новый в срок согласованный с "Организацией ВКХ" (но не более 30 дней). В данном случае допускается определение фактического потребления питьевой воды и (или) сброса сточных вод по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествующих расчетному периоду. В случае ремонта или прохождения госповерки средств измерений (водомера, расходомера) более 30 дней расчет с "Организацией ВКХ" за потребление питьевой воды и (или) сброс сточных вод определяется в соответствии с пунктом 57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктами 32 и 69 Правил, абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено названными Правилами или договором. Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных Правилами (пункт 33 Правил).
Согласно пункту 77 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с настоящими Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с пунктом 57 Правил, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 55 названных Правил.
Пунктом 57 Правил определено, что в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения.
31.01.2011 контролером ООО "РКЦ" составлен акт осмотра прибора учета (водомер) N 003274, которым установлено, что 07.09.2010 истек срок госповерки водомера ВСКМ-15, 2005 года выпуска, N 269947, также в ходе обследования водопроводных сетей устройств и сооружений установлено, что отбор воды производиться через трубу d сечения 15 мм.
Как следует, из Правил "моментом обнаружения" следует считать день составления акта, то есть "31.01.2011", а не "07.09.2010". ООО "Прибороремонт" после получения акта ООО "РКЦ" N 003274 от 31.01.2011 г., которым предписывалось установить (заменить) прибор учета и дать заявку на опломбировку водомера, заменили водомер 07.02.2011 г. Соответственно расчет должен был производиться с 31.01.2011 г. по 06.02.2011 г.
ОАО "Водоканал" 28.02.2011 г. выставил счет N 2570 ООО "Прибороремонт". Согласно счету ООО "Прибороремонт" за период с 01.02.2011 г. по 06.02.2011 г. (5 суток) по среднесуточной норме потребления 4,36 м3 должен оплатить за 117.64 м3 на сумму 2287,73 рублей. Фактически при простом математическом расчете при умножении 5 суток на среднесуточные 4,36 м3 , то получается 21,8 м3 , а никак не 117.64 м3, что в 5,4 раза меньше выставляемой суммы ОАО "Водоканал". Аналогично с услугой водоотведение по сечению.
На заседании Комиссии представитель ООО "РКЦ" подтвердил, что в адрес ООО "Прибороремонт" направленно уведомление об ограничении предоставления услуг по водоснабжению на сумму 52 458 рублей. Расчет был произведен в соответствии с Правилами, и в связи с тем, что межповерочный срок истек.
В соответствии с пунктом 57 Правил количество израсходованной питьевой воды определяется не по сечению подводящего водовода, а по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения. Такими устройствами и сооружениями являются присоединенные санитарно-технические устройства: кран умывальника, унитаз, фонтан и т.п. При таких обстоятельствах, Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу, что расчет количества израсходованной абонентом без прибора учета питьевой воды должен был быть произведен с учетом пропускной способности этих устройств при круглосуточном их действии и скорости движения воды 1,2 м. в секунду. На рассмотрении дела расчеты с учетом наличия устройств и сооружений на водопроводных сетях ООО "Прибороремонт" представителями ООО "РКЦ" и ОАО "Водоканал" не представлены. Аргументированные разъяснения по несоответствию в расчетах ООО "РКЦ", выявленных Комиссией УФАС по КЧР, ответчиками не представлены.
Что касается самого понятия "пропускная способность устройства или сооружения для присоединения" - это возможность водопроводного ввода (канализационного выпуска) пропустить расчетное количество воды (сточных вод) при заданном режиме за определенное время (пункт 1 Правил). У ООО "Прибороремонт" имеются 7 выходов потребления воды: 1 аварийный кран, 4 крана, 2 унитаза, и количество работающих составляет 17 человек. По пропускной способности этих устройств, следует рассчитать потребление спорного объема воды ООО "Прибороремонт".
ОАО "Водоканал" в своем письме от 12.04.2011 г. исх. N 01-1134 указал, что ООО "РКЦ" действует от его имени согласно агентского договора N 33, заключенного между ними и ООО "РКЦ" в соответствии с главной 52 - агентирование гражданского кодекса РФ. С вопросами по начислению необходимо обращаться в ООО "РКЦ". ОАО "Водоканал", принимая от контролеров ООО "РКЦ" объем потребленной воды по приборам учета и, имея отметку в лицевом счете о пропуске срока очередной поверки, согласился с действиями своего агента.
Представитель ОАО "Водоканал" на заседании комиссии подтвердил правомерность действий ООО "РКЦ", расчетов за потребленную воду и принятые стоки по сечению водоподводящей трубы при диаметре 15 мм. в размере 18,3 куб. м. в сутки с момента истечения срока госповерки.
Данная позиция ОАО "Водоканала" подтверждает факт наличия согласованных действий, которые приводят к необоснованному требованию о передаче финансовых средств.
Материалами дела и информацией, представленной представителями ответчиков на заседании комиссии подтверждено, что ООО "РКЦ" совершило эти действия, а ОАО "Водоканал" приняло и одобрило все указанные выше действия ООО "РКЦ".
Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести, в том числе, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, а также к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Открытое акционерное общество "Водоканал" и Общество с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр" своими действиями нарушили пункт 5 часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованных требованиях передачи финансовых средств за потребленную питьевую воду и сброс сточных вод по истечению межповерочного срока прибора учета ООО "Прибороремонт".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "Водоканал" и Общество с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр" нарушившими пункт 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Открытому акционерному обществу "Водоканал" и Обществу с ограниченной ответственностью "Расчетно-кассовый центр" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:
- прекратить необоснованные требования к ООО "Прибороремонт" о передаче финансовых средств в виде начисления оплаты по сечению водовода, рассчитанного по факту истечения срока государственной поверки счетчика;
- при осуществлении расчетов с хозяйствующими субъектами по истечении сроков государственной поверки счетчиков начисление оплаты производить по пропускной способности устройств и сооружений с момента обнаружения нарушения правил водопотребления.
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32. КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
<...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 16 июня 2011 г. N 1608-2/7
Текст решения опубликован на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике www.kchr.fas.gov.ru