Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Антонова В.С. на постановление начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары N от 24 октября 2018 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 декабря 2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя (директора) ООО "Вертикаль-К" Антонова В.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ИФНС России по г. Чебоксары N от 11 июля 2018 года должностное лицо - руководитель (директор) ООО "Вертикаль-К" Антонов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 7 сентября 2018 года постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 11 июля 2018 года отменено в связи с отсутствием в протоколе об административном правонарушении N от 23 мая 2018 года и в постановлении по делу об административном правонарушении N от 11 июля 2018 года сведений о времени совершения административного правонарушения. Дело направлено на новое рассмотрение в ИФНС России по г. Чебоксары (л.д. 16-17).
Постановлением начальника ИФНС России по г. Чебоксары N от 24 октября 2018 года должностное лицо - руководитель (директор) ООО "Вертикаль-К" Антонов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 декабря 2018 года постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 24 октября 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Антонов В.С. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, а также прекращении производства по делу, указывая на нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные при их принятии. Ссылается на то, что протокол об административном правонарушении составлен с существенными процессуальными нарушениями, поскольку не содержит сведений о времени и месте совершения административного правонарушения.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения представителя ИФНС России по г. Чебоксары Автушенко Е.Н, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет в отношении должностных лиц наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.
В случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в результате осуществления мер налогового контроля установлено, что в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Вертикаль-К" содержится недостоверная информация об адресе организации, поскольку по месту регистрации юридического лица: г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 69, общество не находится.
2 апреля 2018 года ИФНС России по г. Чебоксары в адрес ООО "Вертикаль-К", учредителей юридического лица и руководителю Антонову В.С. направлено уведомление о необходимости в тридцатидневный срок с момента направления уведомления, представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе юридического лица (л.д.14).
В установленный срок достоверные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридическим лицом в регистрирующий орган не представлены.
Согласно сведениям о юридическом лице в ЕГРЮЛ директором ООО "Вертикаль-К" является Антонов В.С.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица Антонова В.С. протокола об административном правонарушении от 23 мая 2018 года N, вынесении постановления о назначении административного наказания N от 24 октября 2018 года (лд. 3,19).
Делая вывод о наличии в деянии Антонова В.С. объективной стороны состава указанного административного правонарушения, должностное лицо административного органа исходил из того, что он, будучи директором Общества, нарушил требования пункта 5 статьи 5 закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, не представил в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, достоверные сведения об адресе места нахождения ООО "Вертикаль-К".
Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, место и время совершения административного правонарушения.
Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.
Отклоняя доводы Антонова В.С. о допущенных при составлении протокола процессуальных нарушениях, судья районного суда указал, что протокол и постановление содержат сведения о времени и месте совершения административного правонарушения руководителем ООО "Вертикаль-К".
Вместе с тем, судьей районного суда не учтено, что при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом допущено нарушение процессуальных требований, установленных статьей 28.2 КоАП РФ.
При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено Антонову В.С, должностное лицо фактически ограничилось указанием на непредставление сведений в регистрирующий орган об изменении адреса постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены.
Протокол об административном правонарушении от 23 мая 2018 года в отношении Антонова В.С. не содержит обязательные сведения о месте и времени совершения административного правонарушения, не указано, когда в адрес Общества и его руководителя направлялось уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о юридическом лице и сроках предоставления указанных сведений.
Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем время совершения административного правонарушения должностным лицом не устанавливалось, в составленном в отношении администрации протоколе об административном правонарушении при описании события административного правонарушения не указано.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Таким образом, Антонов В.С. был лишен права представить свои возражения и объяснения по обстоятельствам, которые в последующем были ему вменены в вину постановлением по делу об административном правонарушении, что свидетельствует о нарушении права Антонова В.С. на защиту.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако, оставлено судебными инстанциями без внимания вопреки положениям ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица ИФНС России по г. Чебоксары от 24 октября 2018 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 декабря 2018 года подлежат отмене, производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника ИФНС России по г. Чебоксары N от 24 октября 2018 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 декабря 2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя ООО "Вертикаль-К" Антонова В.С. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.