Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Кожевниковой М.А. на решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы",
установил:
постановлением заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г. Новочебоксарск от 4 октября 2018 года публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее по тексту - ПАО "ФСК ЕЭС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2019 года постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г. Новочебоксарск от 4 октября 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, представитель ПАО "ФСК ЕЭС" Кожевникова М.А. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав объяснения представителей ПАО "ФСК ЕЭС" Кожевниковой М.А, Блинова А.Г, поддержавших доводы жалобы, мнение представителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии Семеновой М.С, возражавшей против довод жалобы, суд приходит к следующему.
Административным правонарушением, предусмотренным статьей 6.4 КоАП РФ, признается нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" имеет на праве собственности энергосетевой комплекс ПС-500кВ "Помары" с линиями электропередачи и подъездной автодорогой литер- А,Б,В,Г,Д,Е-Е1,Ё,Ж,Н,П,Р,С,Т,У,У1,И,Ф,Х,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14, 15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,2728 Ц,Ч, Ш, Л1,Л2, общая площадь 25725,7 кв.м.- протяженность линий-181559,3 м, адрес объекта: "адрес".
Как следует из материалов дела, с целью выполнения требования прокуратуры Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 апреля 2018 года, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии от 10 мая 2018 года, в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" проведена проверка соблюдения требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в ходе которой были выявлены нарушения ст.ст.11, 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.п. 5.1, 6.3 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция"; п.6.4.3 и 6.4.6 (приложение 7) СанПиН 2.1.2.2645-10 "Изменения и дополнения N1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а именно: воздушные линии электропередачи ПАО "ФСК ЕЭС" - Средне -Волжское ПМЭС, ВЛЭП "Чебоксарская ГЭС-Помары", 500 Кв на участке между опорами ПСЦ-1 N24 и N25 размещены над приусадебными участками, размещенными по "адрес". Санитарно-защитная зона (санитарный разрыв) вдоль линии электропередачи 500 кВ на расстоянии 30 метров по обе стороны, на участке между опорами ПСЦ-1 N 24 и N 25 не установлена. В границах санитарно-защитной зоны находятся территории приусадебных участков домов N, N и др, жилые дома N, N, N, размещенные по "адрес". ПАО "ФСК ЕЭС" - Средне -Волжское ПМЭС на участке "Чебоксарская ГЭС-Помары", 500 Кв между опорами ПСЦ-1 N 24 и N 25 не проведены мероприятия по выведению с территорий санитарно-защитной зоны садово-огородных участков и жилой застройки.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, и вынесения 4 октября 2018 года постановления о привлечении ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, оказывающими воздействие на среду обитания и здоровье человека. Указанные зоны разрабатываются с учетом требований санитарных правил и норм (СанПиН), утвержденных применительно к различным видам промышленных объектов, производств Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности промышленного объекта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - Санитарные правила), предназначенных для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов.
Указанные Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств; требования к размеру санитарно-защитных зон; основания для пересмотра этих размеров; методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов; ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны; требования к их организации и благоустройству; требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
Санитарно-защитная зона (специальная территория с особым режимом использования) (далее - СЗЗ) устанавливается в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Согласно п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
В целях защиты населения о воздействия электрического поля, вдоль воздушных линий (ВЛ) электропередачи с напряженностью электрического поля более 1 кВ/м устраивают санитарные разрывы- расстояния от проводов: 30 м- 500 кВ. Санитарно-защитной зоной ВЛ является территория вдоль трассы ВЛ, в которой напряженность электрического поля превышает 1 кВ/м.
Объекты электроэнергетики (ВЛ) не входят в перечень санитарной классификации промышленных объектов и для обоснования необходимости установления для них размеров санитарных разрывов (СР) необходимо выполнять расчеты уровней воздействия на основании расчетных методик. Действующим законодательством и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не установлено ограничений на использование территории в зоне санитарных разрывов. ВЛ не имеет определенную, огороженную производственную площадку по всей трассе происхождения. Постоянный отвод земли проводится только под опоры ВЛ, а под системой проводов фаз осуществляется свободный проход и допускается хозяйственная деятельность при определенных ограничениях.
Как следует из материалов дела, ПАО "ФСК ЕЭС" вменяется нарушение санитарно- эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, а именно не установление санитарно-защитной зоны (санитарного разрыва) вдоль линии электропередачи 500 кВ на расстоянии 30 метров по обе стороны, на участке между опорами ПСЦ-1 N 24 и N 25, в границах санитарно-защитной зоны находятся территории приусадебных участков домов N, N и др, жилые дома N, N, N, размещенные по "адрес" Также ПАО "ФСК ЕЭС" - Средне-Волжское ПМЭС на участке "Чебоксарская ГЭС-Помары", 500 Кв, между опорами ПСЦ-1 N 24 и N 25 не проведены мероприятия по выведению с территорий санитарно-защитной зоны садово-огородных участков и жилой застройки.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 1, п.3 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Достаточных данных для вывода о том, что ПАО "ФСК ЕЭС" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, у судьи районного суда не имелось, в материалах дела отсутствуют доказательства, содержащие сведения о виде разрешенного использования указанных выше земельных участков, их характеристиках, а также данные о сроках возведения жилых построек.
Таким образом, прихожу к выводу, что событие вмененного правонарушения надлежащим образом не проверено, дело об административном правонарушении рассмотрено судьей не всесторонне, неполно и необъективно, в связи с чем, подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку срок привлечения ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, не истек, дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь ст. ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 17 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" отменить, дело направить на новое рассмотрение в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.