Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Честрой" Егорова Радимира Федоровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии N 39/05-А-2018 от 30 октября 2018 года директор ООО "Честрой" Егоров Р.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Егоров Р.Ф. подал жалобу в районный суд на предмет его отмены.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 января 2019 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 30 октября 2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеев В.В. просит решение судьи районного суда отменить в связи с наличием в действиях Егорова Р.Ф. состава вмененного административного правонарушения.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав мнение защитника Шашкова В.В. об оставлении решения судьи без изменения, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Егорова Р.Ф, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изменение организатором обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продавцом государственного или муниципального имущества, а также лицом, являющимся стороной договора, условий договора при его заключении или исполнении, установленных в документации о таких торгах, извещении о проведении торгов, информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.
Таким образом, обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ, являются последствия в виде причинения существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекли уголовной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 178 Жилищного кодекса РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Пунктом 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ установлено, что к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Постановлением Правительства РФ N 615 от 1 июля 2016 года утверждено Положение "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Пунктом 223 данного Положения предусмотрено, что предмет договора о проведении капитального ремонта, место оказания услуг и (или) проведения работ, виды услуг и (или) работ не могут изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением. Сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:
а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;
в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий (п. 223 в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2017 N 1092).
Согласно части 2 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку постановленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с данной статьей.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 77 от 14 марта 2014 года утверждена Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014-2043 года и Порядок разработки реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014-2043 годы.
Частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Существенным условием договора подряда является начальный и конечный сроки выполнения работ (статья 708 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 740 Гражданского кодекса РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
По делу установлено, что по результатам рассмотрения акта Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики от 16 августа 2018 года N о проведенной внеплановой выездной проверки НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии выявлено следующее.
13 октября 2017 года между НО "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" и ООО "Честрой" заключен договор N на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе по многоквартирному жилому дому N по улице "адрес" на ремонт лифта и лифтового оборудования.
Пунктом 1.4 договора предусмотрен срок выполнения работ до 31 декабря 2017 года.
Приемка названных работ осуществлена 25 марта 2018 года в соответствии с актом приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного жилого дома "адрес".
Пунктом 4.2 вышеназванного договора предусмотрено, что Подрядчик обязуется выполнить работы по договору в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение 1 к договору). Никакие задержки и нарушения в выполнении работ не могут служить основанием для требования Подрядчика о продлении сроков выполнения работ, за исключением случаев, оговоренных в договоре.
Иных условий, оговоренных в договоре, о продлении сроков выполнения работ не имеется.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения директора ООО "Честрой" Егорова Р.Ф. к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о привлечении Егорова Р.Ф. к административной ответственности и прекращая производство по делу за отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу, что никаких дополнительных соглашений по поводу изменения срока окончания предусмотренных договором от 13 октября 2017 года N между сторонами договора не заключалось, нарушение срока исполнения обязательств не свидетельствует об изменении условий договора, при этом за неисполнение обязательств по договору административная ответственность установлена частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ. Привлекая Егорова Р.Ф. за нарушение гражданско - правовых обязательств должностное лицо подменило понятия исполнения договора и изменения условий договора.
Вместе с тем с выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судом не принято во внимание, что для целей части 9 статьи 7.32.4 КоАП существенным обстоятельством является сам факт безосновательного нарушения установленного законодательного запрета на изменение обязательных условий договора при его исполнении, а не то, в какой форме указанные изменения были совершены - путем заключения дополнительного соглашения или же иными конкретными действиями (бездействием) виновного лица.
Оснований для вывода о том, что в данном конкретном случае усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.32 КоАП РФ, исключающие административную ответственность по части 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ, не имеется.
Ошибочные выводы суда свидетельствует о том, что задачи, установленные статьей 24.1 КоАП РФ, выполнены не были, и судом допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах решение судьи не может быть признано законным и подлежит отмене.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения Егорова Р.Ф. к административной ответственности, не истек, дело подлежит возвращению в тот же суд на новое рассмотрение на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Честрой" Егорова Радимира Федоровича отменить, дело возвратить в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В.Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.