Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике- Чувашии Винокуровой Н.Ю. на решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении начальника производственно - технологического отдела АО "Водоканал" Анисимова Сергея Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Винокуровой Н.Ю. N 49/04-А-2018 от 10 декабря 2018 года Анисимов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 января 2019 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии N 49/04-А-2018 от 10 декабря 2018 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Анисимова С.А. состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Винокурова Н.Ю. обратилась с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит решение судьи отменить.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав мнение Анисимова С.А. и его защитника Аскерова Т.А. об оставлении решения судьи без изменения, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике Ивановой А.С. об отмене решения судьи, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
По смыслу пункта 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий. Указанные нормы свидетельствуют о том, что заключению договора о подключении предшествует обращение заявителя в организацию водопроводно-канализационного хозяйства за выдачей технических условий подключения, определяющих необходимую заявителю подключаемую нагрузку.
Результатом рассмотрения такого обращения является либо выдача оформленных технических условий, либо направление заявителю мотивированного отказа в их выдаче при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при отсутствии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 13 Правил).
Пунктом 9 названных Правил установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Согласно пункту 14 Правил в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить мотивированный отказ.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Постановления Правительства N 83).
Согласно пункту 17 Правил в случае, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Для целей настоящего Федерального закона установлены основные понятия, согласно которым "гарантирующая организация" - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; а "организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства)", - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. К организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии со схемой водоснабжения до 2028 года холодное водоснабжение города Чебоксары и потребителей Чебоксарского района ( "данные изъяты") осуществляет АО "Водоканал".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 авугста 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктурой является субъектом естественной монополии.
Из материалов дела следует, что в Чувашское УФАС 2 августа 2018 года поступило заявление ООО "СК "Стройсфера" по вопросу подключения к сетям водоснабжения и водоотведения многоквартирного жилого дома поз. "данные изъяты" мкр НЮР г. Чебоксары в части препятствования подключения к водопроводной сети диаметром 225 мм, проходящей в районе в районе "адрес".
В ходе проверки было установлено, что застройщиком дома поз. "данные изъяты" в XIV микрорайоне г. Чебоксары является ООО "Строительная компания "Стройсфера", которому администрацией г. Чебоксары выдано разрешение на строительство дома 30 декабря 2014 года, а впоследствии-2 марта 2018 года и для завершения строительства N..
13 мая 2015 года ОАО "Водоканал" выдало ООО "СК "Стройсфера" технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения N на имеющуюся точку подключения - водопроводной сети диаметром 160 мм, проходящей в районе "адрес". Срок действия ТУ- 3 года с даты их утверждения- 13 мая 2015 года.
За время строительства позиции 18 непосредственно рядом со строящимся многоэтажным домом была запроектирована и построена водопроводная сеть диаметром 225 мм, проходящая в районе "адрес". Строительство указанной сети было осуществлено за счет средств застройщиков ООО "Интерстрой" (позиция 26), (в настоящее время - ООО "Специализированный застройщик "Интерстрой", ООО "Предприятие "Гранит" ветеранов Афгана" (позиция 23 (в настоящее время ООО "Стройград-ГР", ЗАО "Управление отделочных работ (позиция 21) (в настоящее время АО "Специализированный застройщик "Управление отделочных работ") и ООО СК "Стройсфера" (позиция 18). Все указанные организации, за исключением ООО СК "Стройсфера", осуществили подключение к данной сети, дома позиции 26, 23, 21 введены в эксплуатацию.
В связи с поступлением 30 января 2018 года от ООО "СК "Стройсфера" обращения о внесении изменений в п.1.1 ТУNот 1049/19 в части точки подключения сети водоснабжения многоквартирного жилого дома позиции "данные изъяты" в существующую сеть диаметром 250 мм, АО "Водоканал" ссылаясь на пункт 14 Правил, 6 февраля 2018 года подготовило и 8 февраля 2018 года направило для согласования в ООО "данные изъяты", ООО "данные изъяты", "ООО "данные изъяты"", ЗАО "данные изъяты" проект технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения N, в разделе 1 которого указало, что подключение водоснабжения возможно осуществить по трем возможным точкам:
1) от существующей сети диаметром 160 мм, проходящей в районе "адрес";
2) от существующей кольцевой сети диаметром 300 мм, проходящей в 14 мкр НЮР, сеть не находится на балансе АО "Водоканал"";
3) от существующей кольцевой сети диаметром 225 мм, проходящей в районе "адрес", сеть не находится на балансе АО "Водоканал".
Указанный проект технических условий подписан начальником производственно - технологического отдела Анисимовым С.А.
Должностное лицо административного органа, посчитав, что действия АО "Водоканал" по направлению проекта технических условий N от 6 февраля 2018 года с точкой подключения от кольцевой сети диаметром 255 мм, проходящей в районе "адрес", не находящейся на балансе АО "Водоканал, нарушают пункт 17 Правил, вынесло постановление о привлечении начальника производственно - технологического отдела Анисимова С.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу Анисимова С.А, судья районного суда установил, что АО "Водоканал" технические условия не выдавались, а направленные письмом от 8 февраля 2018 года технические условия являются их проектом и не порождают каких - либо последствий.
С последним выводом судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку он не основан на требованиях закона.
Вместе с тем данное обстоятельство не влечет отмену обжалуемого решения, поскольку судом правильно установлено, что в данном конкретном случае направление АО "Водоканал" проекта технических условий собственникам сетей для согласования возможного подключения само по себе не свидетельствует о нарушении должностным лицом требований законодательства и наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Сведения, указывающие на то, что ООО "СК Стройсфера" является основным абонентом существующей кольцевой сети диаметром 225 мм, проходящей в районе "адрес", в материалах дела отсутствуют, данное обстоятельство административным органом не доказано.
Пункт 17 Правил допускает, что в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения технические условия подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения.
Вместе с тем возможность выдачи технических условий основным абонентом в лишь в определенном пункте 17 Правил случае не исключает предусмотренную пунктом 14 Правил обязанность АО "Водоканал" как гарантирующей организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства обеспечить рассмотрение обращения о выдаче технических условий на подключение к сетям водоснабжения объекта капитального строительства в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса вне зависимости от балансовой принадлежности точки подключения.
В данном конкретном случае при наличии нескольких возможных точек подключения действия АО "Водоканал" по направлению проекта технических условий N от 6 февраля 2018 года с точкой подключения от кольцевой сети диаметром 255 мм, проходящей в районе "адрес", не находящейся на балансе АО "Водоканал, взаимосвязанные положения пунктов 14 и 17 Правил не нарушают, при этом следует учесть, что 12 апреля 2018 года между АО "Водоканал" и ООО СК "Стройсфера" заключен договор N о подключении (технологическом подсоединении) к централизованной системе водоснабжения объекта капитального строительства - позиции 18, от существующей сети диаметром 160 мм, проходящей в районе "адрес" по проспекту Тракторостроителей.
Кроме этого, в чем именно выражено нарушение пункта 17 Правил, должностным лицом административного органа не конкретизировано и в постановлении по делу об административном правонарушении и в жалобе на решение судьи не сформулировано.
При указанных обстоятельствах несогласие должностного лица административного органа с выводами судьи районного суда основанием к отмене обжалуемого решения не являются.
Доводы жалобы о рассмотрении жалобы Анисимова С.А. в отсутствии ООО "СК "Стройсфера", по обращению которого было возбуждено дел об административном правонарушении, также не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения судьи.
В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Из материалов дела не следует, что административным органом ООО "СК Стройсфера" было признано потерпевшим.
Причинение указанному юридическом лицу имущественного вреда не усматривается.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Анисимова С.А. дела об административном правонарушении, имели место 8 февраля 2018 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 8 февраля 2019 года.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статей 4.5, 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности не может возобновляться обсуждение вопроса о наличии или отсутствии вины лица во вменяемом ему административном правонарушении.
Поскольку срок давности привлечения Анисимова С.А. к административной ответственности истек, за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности возможность правовой оценки его действий на предмет наличия состава административного правонарушения утрачена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника производственно - технологического отдела АО "Водоканал" Анисимова Сергея Александровича, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике- Чувашии Винокуровой Н.Ю. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.