Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу Кучерявого Ивана Леонидовича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. N 173-АРЗ-2018 от 20 декабря 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении начальника МБУ "Управление капитального строительства и реконструкции" г. Чебоксары Кучерявого Ивана Леонидовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. N 173-АРЗ-2018 от 20 декабря 2018 года начальник МБУ "Управление капитального строительства и реконструкции" г. Чебоксары Кучерявый И.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 февраля 2019 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии N 173-АРЗ-2018 от 20 декабря 2018 года оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, Кучерявый И.Л. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие Кучерявого И.Л, извещенного надлежащим образом выслушав защитника Маркова А.С, поддержавшую жалобу, мнение представителя административного органа Терентьеву Е.И. и заключение прокурора Мигушовой Е.А. об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, помимо прочего, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями) влияющими на качество и основные потребительские свойства товара, работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимосвязанными.
Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам работ (товаров, услуг) может повлечь за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в закупке по отдельным товарам (работам, услугам) и группам таких товаров (работ, услуг).
Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Как следует из обстоятельств дела, прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения муниципальным бюджетным учреждением "Управление капитального строительства и реконструкции города Чебоксары" (далее -Заказчик) требований федерального законодательства при осуществлении строительства автомобильной дороги по ул. Асламаса в 14 мкр. г. Чебоксары,
Проверкой установлено, что 24 сентября 2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N о проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги по ул. Асламаса в 14 мкр. г. Чебоксары с начальной (максимальной) ценой "данные изъяты" руб.
По результатам проведения итогов электронного аукциона победителем является ПАО "данные изъяты", предложившее цену контракта в размере "данные изъяты" руб.
Одновременно, проведенной проверкой установлено, что 1 октября 2018 года между Заказчиком и ПАО "данные изъяты" заключен договор N на выполнение работ по шурфованию сетей и ревизии русла реки объекта "Строительство автомобильной дороги по ул. Асламаса в 14 мкр. г. Чебоксары" на сумму "данные изъяты" рублей в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9.2 договора от 1 октября 2018 года N Заказчик поручает ПАО "данные изъяты" выполнить следующие работы:
- разработку грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без крепления с откосами, группа грунтов: 2, объем 3 м3;
- укладку стальных водопроводных труб с гидравлическим испытанием диаметром: 1400 мм, объемом 50 м.
Исходя из требований законодательства и Перечня указанные работы являются технологически и функционально не связанными между собой и объединение их в один лот повлекло ограничение участников рассматриваемой закупки, что подтверждается тем, что по итогам электронного аукциона победителем стало лицо, с которым ранее был заключен договор от 1 октября 2018 года N, то есть ПАО "данные изъяты".
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии постановления N 173-АРЗ-2018 от 20 декабря 2018 года о привлечении начальника МБУ "Управление капитального строительства и реконструкции" г. Чебоксары Кучерявого И.Л. к административной ответственности, предусмотренной частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Факт совершения Кучерявым И.Л. административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, и его виновность подтверждается собранными по делу доказательствами.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении заместителя руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике и решении судьи сделан обоснованный вывод о том, что в данном конкретном случае действия начальника МБУ "Управление капитального строительства и реконструкции" "адрес" Кучерявого И.Л. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа и судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статей 26.11 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа Кучерявому И.Л. как должностному лицу назначено в соответствии с требованиями статьям 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя о том, что в рассматриваемом случае договор N от 1 октября 2018 года был заключен в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не влекут отмену обжалуемых актов.
Анализ конкурсной документации о проведении электронного аукциона на строительство автомобильной дороги по "адрес" в 14 мкр. г. Чебоксары с начальной (максимальной) ценой "данные изъяты" руб. (извещение N) и заключенного по его итогам контракта N от 14 ноября 2018 года очевидно свидетельствует, что объективных препятствий для включения в состав указанной закупки работ по укладке стальных водопроводных труб с гидравлическим испытанием диаметром: 1400 мм, объемом 50 м, которые подлежали выполнению победителем, определяемого конкурентным способом, не имелось.
Характер работ в рамках закупки у единственного поставщика и закупки по результатам проведения электронного аукциона является однородным, целью обеих закупок являлось строительство автомобильной дороги.
Совокупность действий Заказчика указывает на то, что заключенные с ПАО "данные изъяты" контракты фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную на два самостоятельных контракта, при этом основополагающие принципы контрактной системы в сфере закупок - открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок и другие, установленные статьями 7-12 Закона о контрактной системе, в данном случае соблюдены не были.
Кучерявый И.Л. по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ является должностным лицом Заказчика и несет ответственность за соблюдение требований законодательства о контрактной системе.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено, оснований для отмены обжалуемых актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии Котеева В.В. N 173-АРЗ-2018 от 20 декабря 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении начальника МБУ "Управление капитального строительства и реконструкции" г. Чебоксары Кучерявого Ивана Леонидовича оставить без изменения, жалобу Кучерявого И.Л. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.