Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Ефимова И.Ю. на постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 27 ноября 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, в отношении Ефимова И.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 27 ноября 2018 года Ефимов И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей (л.д. 107-111).
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2019 года постановление должностного лица от 27 ноября 2018 года оставлено без изменения, жалоба Ефимова И.Ю. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Ефимов И.Ю. просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда отменить. В обоснование жалобы указывает на несогласие с выводами суда о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, считает, что представленные заявителем доказательства (10 кадастровых документов) не получили надлежащей оценки и необоснованно не приняты во внимание, по делу имеются неустранимые сомнения, которые должны трактоваться в пользу заявителя. Указывает, что в решении судьи содержатся противоречивые выводы; должностными лицами и судьей не учтены сведения государственного кадастра недвижимости. Неустранимые сомнения вызывают два документа управления муниципального контроля г. Чебоксары за 2018 год. В документе от 6 марта 2018 года (вх. N N) установлено, что 2 объекта двухэтажное капитальное строение автомойка, временное сооружение расположены в границах земельного участка. В акте осмотра земельного участка от 9 октября 2018 года N указано, что здание автомойки и шиномонтаж выходят за пределы земельного участка. Полагает, что имеет место кадастровая ошибка. Из акта административного обследования от 26 ноября 2018 года следует, что при сравнительном анализов спутниковых снимков, установлено, что ограждение, а также строение установлено с 13 мая 2016 года по 01 мая 2017 года, к акту приложены 4 фотографии, однако судом не дана оценка этим фотографиям, на которых отсутствуют объекты недвижимости и ограждения.
По мнению заявителя, и.о. главы администрации Ленинского района г. Чебоксары, желая решить спор по другому делу администрации в свою пользу, просил Управление муниципального контроля провести проверку в отношении Ефимова И.Ю. в рамках земельного контроля. К заявлению он приложил 53 листа, однако данные документы в материалах дела отсутствуют, при рассмотрении дела не исследовались.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитников Ефимова И.Ю.- Панычева С.Н, Максимовой И.И, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Павлова Ю.И, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет административную ответственность.
Основанием для привлечения Ефимова И.Ю. к административной ответственности на основании указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что названным лицом используется земельный участок общей площадью... кв.м, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером... площадью... кв.м. в т.ч.... кв.м. под кирпичным нежилым зданием, а также... кв.м. неразграниченного земельного участка в кадастровом квартале.., в отсутствие предусмотренных законом прав на земельный участок.
Рассматривая жалобу на постановления административного органа, суд первой инстанции с выводами должностного лица и принятым им решением согласился.
С состоявшимся судебным актом нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В ходе производства по данному делу Ефимов И.Ю. отрицал факт совершения вмененного административного правонарушения, приводил доводы о том, что акт осмотра земельного участка и акт административного обследования от 26 ноября 2018 года являются недопустимыми доказательствами, поскольку проверка проведена на основании обращения Администрации Ленинского района г. Чебоксары N в рамках другого дела.
Вместе с тем данные доказательства в числе иных были положены должностным лицом и судом первой инстанции в основу вывода о виновности Ефимова И.Ю. в совершении вмененного административного правонарушения, при этом заявленные им доводы, должным образом не проверены; вопреки положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты; в нарушение требований статей 26.2, 26.11 названного Кодекса о непосредственности исследования доказательств - лица, составившие акт осмотра земельного участка в судебное заседание не вызваны и не допрошены.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
Под муниципальным земельным контролем согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Из письма и.о. главы администрации Ленинского района г. Чебоксары N от 25 сентября 2018 года следует, что при обследовании территории Ленинского района на предмет благоустройства, выявлено несоблюдение требований п. 5.3.1.1. Правил благоустройства территории г. Чебоксары. Постановлением административной комиссии от 25 сентября 2018 года Ефимов И.Ю. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 10.3 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях", действия ИП Ефимова И.Ю. нарушают условия договора аренды земельного участка от 1 марта 2017 года в части бездействия, приводящего к ухудшению экологической обстановки. В связи с пояснениями представителя Ефимова И.Ю. - Панычева С.Н. о предстоящем обжаловании постановления в отношении Ефимова И.Ю. и.о. главы администрации Ленинского района г. Чебоксары просит провести проверку в рамках земельного контроля, результаты проверки представить до судебного заседания (л.д. 40).
На основании указанного обращения 9 октября 2018 года должностными лицами Управления муниципального контроля отдела муниципального земельного контроля администрации г. Чебоксары проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", земли общего пользования, в районе нежилого строения N кадастровым номером... (л.д. 27).
Согласно данному акту в ходе рассмотрения доводов обращения произведено обследование части земельного участка с кадастровым номером... В ходе обследования выполнены геодезические измерения по внешним контурам существующих строений и ограждений, размещенных на земельном участке с кадастровым номером...
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок на основании договора аренды земельного участка N от 1 марта 2017 года администрацией г. Чебоксары представлен Ефимову И.Ю. в аренду сроком до 24 июля 2021 года.
По результатам осмотра составлен акт осмотра земельного участка N от 9 октября 2018 года, согласно которому в действиях Ефимова И.Ю. имеются признаки события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. Указанные материалы переданы в Управление Росреестра по Чувашской Республике для рассмотрения и принятия процессуального решения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что должностными лицами Управления муниципального контроля отдела муниципального земельного контроля администрации г. Чебоксары, фактически была проведена проверка в рамках муниципального земельного контроля.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 июня 2015 г. N 223 утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Чувашской Республики (далее - Порядок), согласно которому под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Чувашской Республики, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики предусмотрена административная и иная ответственность (далее - обязательные требования).
В силу ч. 7 указанного Порядка должностные лица органа муниципального земельного контроля при проведении проверки обязаны:
проводить проверку на основании распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением,
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля о ее проведении и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона, копии документа о согласовании проведения проверки.
Согласно ч. 8 Порядка предметом проверки при осуществлении муниципального земельного контроля является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований.
Муниципальный земельный контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Однако в материалах дела распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля о проведении проверки не имеется, акт проверки не составлялся.
Кроме того, при рассмотрении дела судья районного суда установил, что проведенные администрацией мероприятия (осмотр и обмер) не подпадают под действие Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку Управлением 26 ноября 2018 года проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером...
Также судья указал, что в материалах дела отсутствуют сведения о проведении в отношении ИП Ефимова И.Ю. проверки в порядке, установленном ФЗ N 294, дело возбуждено по результатам осмотра земельного участка, мероприятия проведены в отношении физического лица - Ефимова И.Ю.
Между тем, при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела на основании задания N от 13 ноября 2018 года должностными лицами Управления Росреестра по Чувашской Республике 26 ноября 2018 года проведено административное обследование объекта земельных отношений с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес".
По результатам обследования установлено нарушение п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:
- выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (подпункт 2);
- поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан (подпункт 3).
Таким образом, в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, является основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В материалах дела распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки, не имеется.
Указанным обстоятельствам, и представленным в дело доказательствам судом первой инстанции надлежащая оценка не дана. Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.
Следует также отметить, что протокол об административном правонарушении в отношении Ефимова И.Ю. составлен 31 октября 2018 года, а административное обследование объекта земельных отношений с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес". проведено после составления указанного протокола - 26 ноября 2018 года.
Кроме того, должностным лицом административного органа не разрешены заявленные Ефимовым И.Ю. ходатайства.
Пунктом 2 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Из материалов дела следует, что в Управление Росреестра по Чувашской Республике Ефимовым И.Ю. направлено ходатайство о вызове должностных лиц муниципального земельного контроля администрации г. Чебоксары, составивших акт осмотра земельного участка, и назначении по делу экспертизы спорных доказательств.
В нарушение требований ст. 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сведений о рассмотрении должностными лицами ходатайства в материалах дела не имеется. Определение об отказе в удовлетворении указанного ходатайства отсутствует.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2019 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, в отношении Ефимова И.Ю. отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.