Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Блиновой М.А,
судей Филимоновой И.В, Стародубцевой Л.И.
при секретаре судебного заседания Ивановой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Мысиной Людмилы Васильевны к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным и отмене решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на указанный учет, признании незаконным действий (бездействия) Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии по не направлению дополнительных документов, взыскании компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 19 марта 2019 года (с учетом определения суда от 1 апреля 2019 года об исправлении описки).
Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В, судебная коллегия
установила:
Мысина Л.В. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии (далее - УФСИН России по Чувашской Республике), в котором просила признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России от 15 февраля 2018 об отказе в принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N3), признать за ней право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить на комиссию ФСИН России обязанность поставить ее на указанный учет с 25 марта 2014 года, признать незаконными действия (бездействие) УФСИН России по Чувашской Республике по не направлению дополнительных документов, устанавливающих новый правовой статус квартиры N 28 "адрес", взыскать компенсацию морального вреда по 25000 руб. с каждого ответчика.
Иск мотивирован тем, что Мысина Л.В. в порядке перевода с 7 сентября 1989 года по 30 декабря 2003 года проходила службу в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, имеет более 27 лет выслуги по службе, с 7 сентября 1989 года состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 1991 году ей была представлена однокомнатная служебная квартира N28 "адрес", в которой она зарегистрирована с 29 апреля 1994 года. В этой же квартире зарегистрирована ее дочь ФИО1 17 января 2005 года в отношении указанной квартиры между ней и ГУП Учреждением ЮЛ-34/6 УИН МЮ РФ по Чувашской Республике был заключен договор найма жилого служебного помещения. В 2009 году дом, в котором расположена указанная квартира, переведен в здание нежилого назначения и используется как общежитие участка колонии-поселения, является режимным объектом и находится под постоянным контролем и наблюдением, принадлежит ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республики на праве оперативного управления. Дому присвоен новый почтовый адрес: "адрес". В связи с изменением правового статуса дома заключенный с ней договор найма от 17 января 2005 года признается расторгнутым. Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 мая 2010 года на ФБУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике была возложена обязанность предоставить Мысиной Л.В. на состав из 2-х человек по договору социального найма соответствующую установленным требованиям благоустроенную однокомнатную квартиру общей площадью 39 кв.м в черте д. Толиково Чебоксарского района Чувашской Республики, однако данное решение до сих пор не исполнено и не может быть исполнено.
25 марта 2014 года истец обратилась в подкомиссию УФСИН России по Чувашской Республике с заявлением о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив все необходимые документы. Согласно выписке из протокола N9 от 14 апреля 2014 года по итогам заседания подкомиссией УФСИН России по Чувашской Республики принято решение ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса о постановке Мысиной Л.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии ФСИН России от 15 февраля 2018 года ей было отказано в поставке на такой учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м с учетом предоставленной по договору найма жилого служебного помещения от 17 января 2005 года квартиры общей площадью 39 кв.м по адресу: "адрес". Между тем, указанное помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, поскольку здание, расположенное по указанному адресу, является общежитием участка колонии-поселения, где с 2009 года проживают лица, отбывающие уголовное наказание. Однако подтверждающие тому дополнительные документы по вине территориальной комиссии УФСИН России по Чувашской Республике не были направлены для рассмотрения в комиссию ФСИН России. Поскольку она с 1989 года состоит на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, благоустроенным жилым помещением не обеспечена, она приобрела право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. В результате незаконных действий ответчиков ей причинен моральный вред, который она оценивает в 50000 руб.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Мысина JI.B. и ее представитель Ефимов В.О. иск поддержали.
Представитель ответчиков - ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике Головина Д.Д. иск не признала.
Представитель третьего лица - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской
Республике Краснов Д.Г. разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 марта 2019 года (с учетом определения суда от 1 апреля 2019 года об исправлении описки) исковые требования Мысиной Л.В. удовлетворены частично: постановлено признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исправительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 15 февраля 2018 года об отказе Мысиной Л.В. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Признано право Мысиной Л.В. на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". На комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исправительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы возложена обязанность поставить Мысину Л.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 25 марта 2014 года.
Этим же решением в удовлетворении исковых требований Мысиной Л.В. о взыскании компенсации морального вреда, признании незаконными действий (бездействия) УФСИН России по Чувашской Республике в связи с не направлением в комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России сведений о документах, устанавливающих новый правовой статус квартиры N 28 в "адрес" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике просит отменить указанное решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе по существу выражает несогласие с приятым решением в удовлетворенной части иска. В обоснование жалобы указывает, что в период нахождения Мысиной Л.В. в трудовых отношениях с учреждением ЮЛ-34/6 по решению жилищно-бытовой комиссии и администрации учреждения от 10 апреля 1991 года ей была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: "адрес", в которую она вселилась вместе с дочерью ФИО1 В указанной квартире Мысина Л.В. зарегистрирована по месту жительства с 29 апреля 1994 года, ее дочь ФИО1 - с 13 января 1997 года. До предоставления квартиры Мысина Л.В. с дочерью проживала и была зарегистрирована у матери ФИО2 в муниципальной квартире по адресу: "адрес", которую последняя единолично приватизировала 8 октября 1992 года в связи с отказом Мысиных от участия в приватизации. В последующем 17 января 2005 года с Мысиной Л.В. был заключен договор о найме предоставленного ей жилого служебного помещения по адресу: "адрес". Общая площадь данной квартиры составляет 39 кв.м, то есть на каждого члена семьи Мысиной Л.В. приходится по 19,5 кв.м. Следовательно, Мысина Л.В. является нанимателем жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 15 кв.м, что свидетельствует о наличии у комиссии ФСИН России достаточных оснований для отказа Мысиной Л.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Договор найма жилого помещения, заключенный 17 января 2005 года, до настоящего времени не прекратил своего действия, Мысина Л.В. продолжает проживать в занимаемом жилом помещении на его условиях.
Кроме того, наличие двух решений: вступившего в законную силу решения Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 мая 2010 года об обеспечении Мысиной Л.В. жилым помещением и обжалуемого решения, которое повлечет за собой выплату Мысиной Л.В. денежных средств для приобретения или строительства жилого помещения, приведет к неосновательному обогащению истца за счет средств федерального бюджета и нарушит нормы действующего законодательства, предусматривающие получение выплат один раз за весь период государственной службы.
В возражении на апелляционную жалобу Мысина Л.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков - ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике Чумакова О.С. апелляционную жалобу поддержала.
Истец Мысина Л.В. и ее представитель Ефимов В.О. с доводами апелляционной жалобы не согласились и просили оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 указанного Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу п.6 ст. 4 Закона N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 27 Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Таким образом, анализ приведенных выше нормативных актов позволяет сделать вывод, что право на предоставление единовременной социальной выплаты для сотрудников, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и обратившихся с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты после увольнения, связано с наличием одновременно трех условий: общая продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении; увольнение со службы с правом на пенсию; принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года в системе УФСИН России.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Мысина Л.В. проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы.
Приказом начальника исправительной колонии N6 Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике от 30 декабря 2003 года младший сержант внутренней службы Мысина Л.В. была уволена из органов уголовно-исполнительной системы. Выслуга лет на момент увольнения составляет в календарном исчислении 27 лет 4 месяца 8 дней.
Истец Мысина Л.В. в зарегистрированном браке не состоит, имеет дочь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
С 7 сентября 1989 года Мысина Л.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике.
Истец Мысина Л.В. с 29 апреля 1994 года, ее дочь ФИО1 с 13 января 1997 года по настоящее время зарегистрированы в квартире по адресу: "адрес" (до 2009 года указанная квартира имела адрес: "адрес"), предоставленной истцу по договору найма жилого служебного помещения от 17 января 2005 года.
Указанная служебная квартира находится в общежитии участка колонии-поселения, имеющего нежилое назначение, которое с 23 декабря 2009 года принадлежит на праве оперативного управления ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 января 2013 года.
Иных жилых помещений истец в собственности и (или) в пользовании не имеет.
25 марта 2014 года истец Мысина Л.В. как пенсионер уголовно-исполнительной системы, имеющий общую продолжительность службы более 10 лет и состоящий на учете в улучшении жилищных условий, обратилась в подкомиссию УФСИН по Чувашской Республике по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением (рапортом) о постановке ее с составом семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, приложив при этом необходимый пакет документов.
Подкомиссия УФСИН по Чувашской Республике приняла решение (протокол N9 от 14 апреля 2014 года) ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса о постановке Мысиной Л.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 15 февраля 2018 года Мысиной Л.В. отказано в приеме на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Отказывая истцу в постановке на учет, комиссия ФСИН России пришла к выводу о том, что Мысина Л.В. с 29 апреля 1994 года по настоящее время постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 39 кв.м по адресу: "адрес", предоставленном на основании договора найма жилого служебного помещения от 17 января 2005 года, соответственно, обеспечена жилым помещением выше учетной нормы.
При этом, как усматривается из материалов дела, о наличии других оснований для отказа Мысиной Л.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения ответчиками не заявлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно не согласился с таким решением комиссии ФСИН России, поскольку совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует о его незаконности.
Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к помещениям специализированного жилищного фонда и согласно ч. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются во владение и пользование для временного проживания в нем.
В связи с этим, служебное жилое помещение, принадлежащее на праве оперативного управления ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, занимаемое истцом Мысиной Л.В. в "адрес", не подлежит учету для определения жилищной обеспеченности заявителя по правилам вышеприведенных положений ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона N 283-ФЗ.
Из представленных суду документов следует, что на дату обращения с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения единовременной выплаты, принятия оспариваемого решения ФСИН России и до настоящего времени Мысина Л.В. проживает в том же служебном помещении, предоставленном ей по договору найма жилого служебного помещения от 17 января 2005 года в связи с прохождением службы.
Поскольку имеющийся у истца стаж работы и ее жилищные условия отвечают условиям, с которыми законодатель связывает возможность предоставления единовременной социальной выплаты для сотрудников, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и доказательств обратного ответчиками не представлено, то суд правильно возложил на комиссию ФСИН России обязанность поставить Мысину Л.В. на учет для получения ею социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с момента обращения с соответствующим обращением - с 25 марта 2014 года.
Решение суда в остальной части никем не оспаривается, а потому не является предметом проверки судебной коллегии в соответствии с ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности обжалуемого решения, основанные на вступившем в законную силу решении Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 мая 2010 года, которое до настоящего времени не исполнено, судебной коллегией отклоняются, поскольку указанное решение суда не препятствует реализации Мысиной Л.В. права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с ч.ч. 1, 7 ст.4 Закона N 283-ФЗ.
Иные доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 марта 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи И.В. Филимонова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.