Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Гагариной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Дороховой И.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Дорохова И.В, действуя через представителя Яруткина И.В, обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- здания лесоцеха площадью 682, 83 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июля 2012 года в размере 759 600 рублей;
- здания стружечного цеха площадью 961, 32 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июля 2012 года в размере 1507770 рублей;
- служебно-бытового корпуса площадью 386, 88 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Чувашская Республика, "адрес", территория Шумерлинского лесничества, "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июля 2012 года в размере 1022820 рублей;
- здания паркетного цеха площадью 620, 60 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июля 2012 года в размере 691 400 рублей;
Заявленное требование мотивировано тем, что административный истец является собственником названных объектов недвижимости. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N 586 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, в т.ч. принадлежащих ей объектов недвижимости, и в соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 30.09.2015 N 42 "Об установлении единой даты применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2016 года исчисление налога на имущество на указанные объекты осуществляется исходя из их кадастровой стоимости. Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью указанных объектов недвижимости, по заявке административного истца, изготовлен отчет от 8 февраля 2019 года N 8/19, составленный ООО "Консалтинговый центр "Содействие", на который получено экспертное заключение от 12.04.2019 N 213/2019 о его соответствии требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", требованиям федеральных стандартов оценки, соответствии ССО РОО 2015, заданию на оценку, в связи с чем, кадастровая стоимость названных объектов подлежит установлению в размере их рыночной стоимости.
В судебное заседание административный истец Дорохова И.В. не явилась, обеспечила явку представителя Яруткина И.В, который требования поддержал, указывая на то, что имеет право на оспаривание архивных сведений о кадастровой стоимости названных объектов недвижимости, поскольку согласно положений п.2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации административному истцу предоставлено право на возврат излишне уплаченного налога.
Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики в судебное заседание не направил своего представителя.
Представитель привлеченного судом в качестве административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии Молоствова М.Г, представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии Сафронова О.С. удовлетворение заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо администрация Шумерлинского района Чувашской Республики в судебное заседание не направило своего представителя.
Выслушав объяснения участников процесса, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Как разъяснено в абзацах 2, 3 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Из материалов дела следует, что Дорохова И.В. является собственником объектов недвижимости:
- здания лесоцеха площадью 682, 83 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", о чем в Единый государственный реестре недвижимости внесена запись о регистрации от 27 апреля 2010 года N;
- здания стружечного цеха площадью 961, 32 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", о чем в Единый государственный реестре недвижимости внесена запись о регистрации от 27 апреля 2010 года N;
- служебно-бытового корпуса площадью 386, 88 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", о чем в Единый государственный реестре недвижимости внесена запись о регистрации от 27 апреля 2010 года N;
- здания паркетного цеха площадью 620, 60 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", о чем в Единый государственный реестре недвижимости внесена запись о регистрации от 14 апреля 2010 года N.
Из материалов дела следует, что государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (объектов капитального строительства) на территории Чувашской Республики проводилась в рамках государственного контракта от 18.06.2012 N 37Д/2012 "Организация и проведение массовой оценки объектов недвижимости" и договора субподряда от 03.09.2012 N 01/02/06/ГК N37Д/2012.
Исполнителем работ по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики являлись Центр оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ЗАО ИФК "Солид". По результатам проведенных работ оценщиками (исполнителями работ) составлен отчет об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики от 28 сентября 2012 года N 08-ГКООН-21-2012. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение НП "Кадастр-оценка" (г.Москва) от 26 октября 2012 года N Э12-0903-01-02.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года N586 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики. В состав указанного нормативного правового акта входили три приложения: Приложение N 1 (результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики), Приложение N 2 (средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов, расположенных на территории Чувашской Республики) и Приложение N 3 (Минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Чувашской Республики).
Согласно названного Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена по состоянию на 6 июля 2012 года.
Между тем, при определении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости была допущена ошибка, в целях устранения которой был осуществлен перерасчет кадастровой стоимости названных объектов недвижимости. Измененная кадастровая стоимость утверждена Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.09.2016 N 401 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 N 586.
Согласно имеющихся в материалах дела кадастровых справок:
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N по состоянию на 06.07.2012 составила 239329 руб. 07 коп, о чем 17.01.2013 внесены в Единый государственный реестре недвижимости соответствующие сведения; измененная кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестре недвижимости 03.11.2016 и составила 9221951 руб. 42 коп.;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N по состоянию на 06.07.2012 составила 75985192 руб. 91 коп, о чем 17.01.2013 внесены в Единый государственный реестре недвижимости соответствующие сведения; измененная кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестре недвижимости 03.11.2016 и составила 10895 999 руб. 05 коп.;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N по состоянию на 06.07.2012 составила 239233 руб. 55 коп, о чем 17.01.2013 внесены в Единый государственный реестре недвижимости соответствующие сведения; измененная кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестре недвижимости 03.11.2016 и составила 6120506 руб. 52 коп.;
- кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N по состоянию на 06.07.2012 составила 69871 руб. 11 коп, о чем 17.01.2013 внесены в Единый государственный реестре недвижимости соответствующие сведения, измененная кадастровая стоимость внесена в Единый государственный реестре недвижимости 03.11.2016 и составила 4788487 руб. 54 коп.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года N457 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики", в числе прочего, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), расположенных на территории Чувашской Республики (приложение N 1).
В соответствии со ст.7 Закона Чувашской Республики от 30.06.2014 N 40 2О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики" официальным опубликованием актов Кабинета Министров Чувашской Республики считается первая публикация их полного текста в республиканской газете "Вести Чувашии", информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет - портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.cap.ru).
Названное Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики опубликовано для всеобщего сведения в газете "Вести Чувашии" от 01.12.2018 N 47, на портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" (http://www.cap.ru) 16.11.2018, а также на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22.11.2018.
Выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 05.06.2019 подтверждены объяснения представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о внесении 01.01.2019 в государственный реестр недвижимости сведений об очередных результатах определения кадастровой стоимости на основании названного Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости установлена в следующих размерах:
- здания с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2018 составила 1351242 руб. 63 коп, о чем 01.01.2019 внесены в Единый государственный реестре недвижимости соответствующие сведения;
- здания с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2018 составила 3761923 руб. 24 коп, о чем 01.01.2019 внесены в Единый государственный реестре недвижимости соответствующие сведения;
- здания с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2018 составила 3004698 руб. 82 коп, о чем 01.01.2019 внесены в Единый государственный реестре недвижимости соответствующие сведения;
-здания с кадастровым номером N по состоянию на 01.01.2018 составила 2786 046 руб. 34 коп, о чем 01.01.2019 внесены в Единый государственный реестре недвижимости соответствующие сведения.
Согласно ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.
Следовательно, с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате очередной массовой оценки объектов капитального строительства, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости названных объектов считаются "архивными".
Административный истец Дорохова И.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением 08 мая 2019 года, т.е. обращение в суд административного истца с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости последовало с пропуском сроков, предусмотренных частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, после внесения в Единый государственный реестр недвижимости очередных результатов определения кадастровой стоимости (01.01.2019).
Согласно ч. 5 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Административный истец заявление о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащим обоснование причин пропуска, в материалы дела не представил, устно пояснил, что изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления их рыночной стоимости по решению суда позволит административному истцу воспользоваться правами, предоставленными п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации, введенными согласно Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Уважительных причин для восстановления срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением суд не усматривает.
Согласно разъяснений, изложенных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности), не применимы.
Изменение действующего правового регулирования, устанавливающего порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, основано положениями Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Данный Закон согласно статьи 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 06.08.2018 N 32, Российской газете от 08.08.2018 N 172, на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Административный истец не представил уважительных причин невозможности обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежавших ему объектов недвижимости с момента опубликования нормативного правового акта, изменившего порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, опубликования Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года N457 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики", до момента внесения результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки в Единый государственный кадастр недвижимости.
Учитывая изложенное, настоящее административное исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения.
Кроме того, сведения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем, положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат применению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Дороховой И.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- здания лесоцеха площадью 682, 83 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июля 2012 года в размере 759 600 рублей;
- здания стружечного цеха площадью 961, 32 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июля 2012 года в размере 1507770 рублей;
- служебно-бытового корпуса площадью 386, 88 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июля 2012 года в размере 1022820 рублей;
- здания паркетного цеха площадью 620, 60 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 июля 2012 года в размере 691 400 рублей,
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.Н.Орлова
Мотивированное решение суда изготовлено 10 июня 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.