Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Карлинова С.В., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В., с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "ВегаСтрой" Михайловой Н.В., представителя административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике Молоствовой М.Г., представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республики Рафиковой Ю.Г., представителя заинтересованного лица администрации г. Канаш Чувашской Республики Прохоровой С.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВегаСтрой" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВегаСтрой" (далее также ООО "ВегаСтрой", общество) обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с категорией земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственно-хозяйственной деятельности, площадью... кв.м. с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2013 года в размере 1 177000 рублей.
Требования мотивированы тем, что Общество является собственником вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость которого согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости составляет 5780155 рублей 15 копеек, что существенно превышает действительную его рыночную стоимость, составившую согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" (далее - ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы") N... от 17 декабря 2018 года в размере 1 177000 рублей, что нарушает права ООО "ВегаСтрой" как налогоплательщика по налогу на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "ВегаСтрой" Михайлова Н.В. заявленные административные исковые требования поддержала по приведенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики участие в судебном заседании не принимал.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. поддержал письменный отзыв на административный иск, оставляя разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление Росреестра по Чувашской Республике) Молоствова М.Г. в судебном заседании удовлетворение заявленного требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости оставила на усмотрение суда по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск от 28.05.2019 года, имеющийся в материалах дела. Отметила, что Управление Росреестра по Чувашской Республике является ненадлежащим ответчиком, поскольку не вправе повлиять на расчет оспариваемой административными истцами кадастровой стоимости и не является органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике Рафикова Ю.Г. удовлетворение административного искового заявления оставила на усмотрение суда по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 4 июня 2019 года, ссылаясь на то, что принятое по делу решение не затрагивает права и интересы филиала кадастровой палаты по Чувашской Республике.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Канаш Чувашской Республики Прохорова С.В. удовлетворение административного искового заявления оставила на усмотрение суда, отказавшись от устного ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508).
Из материалов дела следует, что ООО "ВегаСтрой" является собственником земельного участка с категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для производственно-хозяйственной деятельности, площадью... кв.м. с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., о чем в Единый государственный реестр недвижимости от 28 апреля 2015 года внесена соответствующая запись о регистрации N...
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), в соответствии с которым, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не чаще чем один раз в течение трех лет. Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости (ст. 24.11, 24.12, 24.13).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики в 2013 году выполнена обществом с ограниченной ответственностью "Оценка и Консалтинг" (г. Казань) на основании государственного контракта, заключенного с Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
По результатам проведенных работ оценщиком составлен отчет об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Чувашской Республики. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение от 28 июня 2013 года, выполненного Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой Союз Оценщиков" (г. Москва).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2013 года N 396 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, выполненные по состоянию на 01 января 2013 года, и внесены в кадастр недвижимости 1 января 2014 года.
Согласно кадастровой справке, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером.., определенная по состоянию на 1 января 2013 года, составляет 5780155 рублей 15 копеек.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
На основании статьи 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
19 декабря 2018 года (вх. N... ) ООО "ВегаСтрой" обратилось с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Чувашской Республике о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... Основанием для пересмотра кадастровой стоимости указанного земельного участка было заявлено установление рыночной стоимости земельного участка в размере 1177 000 рублей по состоянию на 1 января 2013 года, определенной согласно отчету N... от 17 декабря 2018 года, выполненному оценщиком ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы".., состоящим в саморегулируемой организации оценщиков "Экспертный Совет".
Решением... от 18 января 2019 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Чувашской Республике отклонила заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости ввиду того, что оформление и содержание представленного отчета об оценке рыночной стоимости не в полной мере соответствовало установленным к нему требованиям.
ООО "ВегаСтрой" не оспаривает названное решение Комиссии, в связи с чем, в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", решение Комиссии не является предметом рассмотрения по данному делу.
Статья 245 КАС РФ, регламентируя порядок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости лицами, чьи права и обязанности затрагивает такая стоимость, устанавливает один из способов реализации предусмотренного статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту. Учитывая периодичность проведения государственной кадастровой оценки, законодатель в части 3 данной статьи установилсрок (пять лет), в течение которого заинтересованным лицом может быть подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (при соблюдении иных, указанных в данной норме юридически значимых условий).
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Принимая во внимание, что новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики на момент рассмотрения дела не утверждены, с учетом представленных по делу доказательств в обоснование заявления в этой части, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Обществом в материалы дела в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости представлен тот же отчет ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" N... от 17 декабря 2018 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2013 года составляет 1177 000 рублей.
Как следует из материалов дела, административные ответчики и заинтересованные лица удовлетворение предъявленного требования по указанному отчету оставили на усмотрение суда, возражений против удовлетворения иска не выразили, ходатайств о назначении по делу экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка по делу не заявили.
Представленный административным истцом отчет ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" N... от 17 декабря 2018 года проведен на основании анализа рынка объекта оценки: анализа влияния общей политической и социально-экономической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки на рынок оцениваемого объекта; анализа фактических данных о ценах сделок и предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом варианте его использования; анализа основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.
Применен сравнительный подход в расчете рыночной стоимости объекта оценки в связи с наличием необходимой информации.
В результате анализа имеющейся информации сделано итоговое заключение о рыночной стоимости представленного к оценке объекта - земельного участка с кадастровым номером... и общей площадью... кв.м, расположенного по адресу:.., по состоянию на 1 января 2013 года в размере 1177 000 рублей.
Оценив указанный отчет, суд приходит к выводу о том, что методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов в основном соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Имеющиеся недостатки и нарушения ФСО N 7, N 3, указанные в решении комиссии об отклонении заявления ООО "ВегаСтрой", судом с участием лиц, участвующих в деле, изучены. В результате оценки указанных недостатков отчета в совокупности с другими письменными доказательствами по делу суд исходит из того, что они не являются существенными и не привели к искажению объективно установленной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При этом разница между кадастровой и рыночной стоимостью объекта недвижимости составила 79,64 %. Указанный диапазон расхождения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с его рыночной стоимостью не может являться приемлемым и допустимым и свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, а также существенных замечаний к отчету об оценке, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы ими не заявлено.
Достаточных оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером... в размере, определенном оценщиком ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы", составляющим 1177 000 рублей.
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления считается дата обращения в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в комиссию.
Учитывая, что обращение Общества в комиссию последовало 19 декабря 2018 года, установленная судом рыночная стоимость подлежит применению до даты внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости указанного земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости в силу закона.
Руководствуясь ст. ст. 175 -180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для производственно-хозяйственной деятельности, общей площадью... кв.м, с кадастровым номером.., расположенного по адресу:.., равной его рыночной стоимости в размере 1 177000 (один миллион сто семьдесят семь тысяч) рублей по состоянию на 1 января 2013 года и до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики С.В. Карлинов
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.