Заместитель председателя Верховного Суда Чувашской Республики Савелькина Г.О., рассмотрев жалобу начальника бюджетного учреждения Чувашской Республики "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики Лукина А.Г. на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 17 декабря 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 12 февраля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бюджетного учреждения Чувашской Республики "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 17 декабря 2018 года бюджетное учреждение Чувашской Республики "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики (далее - БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 февраля 2019 года постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 17 декабря 2018 года оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2019 года постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 17 декабря 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 февраля 2019 года оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, в порядке статьей 30.12 - 30.19 КоАП РФ, законный представитель юридического лица - начальник БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ" Лукин А.Г. просит вышеуказанные акты отменить, производство по делу прекратить на основании статей 2.9, 24.5 КоАП РФ. Считает, что судьями обеих инстанций в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ не проверена законность привлечения БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, дело рассмотрено формально, судебные акты не мотивированы, выводы о виновности основаны только на изложенных административным органом в постановлении обстоятельствах, не дана оценка доводам жалоб. По мнению заявителя, указанные Управлением Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области в постановлении нормы закона, которые нарушило БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ", не могут являться основанием для привлечения его к административной ответственности. Указывает на то, что судами не было исследовано письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15 июня 2018 года N, которым Россельхознадзору дано поручение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, выступают общественные отношения, связанные с охраной животного мира, обеспечением ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, предотвращением заболеваний населения и иного вреда здоровью людей.
Объективная сторона правонарушения заключается в действиях (бездействии), направленных на оборот объектов животного мира без соблюдения установленных правил карантина и ветеринарно-санитарных правил.
Отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных регулирует ветеринарное законодательство Российской Федерации, состоящее из Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии") и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4.1 Закон "О ветеринарии" федеральная государственная информационная система в области ветеринарии создана в целях: обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров; оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов; оформления разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров; регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них; обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденными Приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589 установлены формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Названные Правила разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - подконтрольные товары), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД), за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации (пункт 1 Ветеринарных правил).
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 5 декабря 2018 года в 16 часов 00 минут в результате мониторинга (наблюдения) работы уполномоченных лиц органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ, аттестованных специалистов и уполномоченных лиц организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, по оформлению ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме (эВСД, ВСД) установлено, что уполномоченными лицами Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики, входящими в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в период с 1 декабря 2018 года по 5 декабря 2018 года оформлено 6 ветеринарных сопроводительных документов на ассортиментный перечень товаров или на несколько партий одного наименования:
1) ВСД N1154294311 от 5 декабря 2018 года 07:17:55 МСК оформлен на несколько наименований рыбной продукции: сибас, дорада охлажденный, 8.32 кг; выработанную пятью предприятиями-производителями: Турция TR48-0044, TR09- 0036, TR48-0040, TR35- 0115, TR48-0040. Кроме того, Сибас - морская рыба семейства окунеобразных, Дорадо - рыба семейства спаровых. Таким образом, ВСД N1154294311 оформлено на несколько наименований продукции, т.е. ассортиментный перечень.
2) ВСД N1154294619 от 5 декабря 2018 года 07:17:55 МСК оформлен на несколько наименований рыбной продукции: сибас, дорада охлажденный, 4.056 кг; выработанную пятью предприятиями-производителями: Турция TR48-0044, TR09- 0036, TR48-0040, TR35- 0115, TR48-0040. Кроме того, Сибас - морская рыба семейства окунеобразных, Дорадо - рыба семейства спаровых. Таким образом. ВСД N1154294619 оформлено на несколько наименований продукции, т.е. ассортиментный перечень.
3) ВСД N1154300304 от 5 декабря 2018 года 07:17:55 МСК оформлен на несколько наименований продукции мясо птицы (филе из мяса цыплят-бройлеров без кожи (лоток ВСП) (охл.); Филе из мяса цыплят-бройлеров без кожи (п/пленка) (охл.)), произведенной на различных предприятиях: N 10-05-19, ЗАО "Приосколье" Цех по убою и переработке птицы N 2 завода по убою и переработке птицы N3 (Российская Федерация, Белгородская обл, Валуйский район, г. Валуйки, ул. Суржикова, д. 112); ЗАО "Приосколье" Цех N1 завода по убою и переработке птицы N2 (309615, Российская Федерация, Белгородская обл, Новооскольский район, ст. Холки, 10-15-30). Кроме того, ВСД N 1 154300304 оформлено на несколько производственных партий (В3200000000, Н2100000000), на основании нескольких входящих ВСД N 1147893763 от 4 декабря 2018 года 03:48:47 МСК; N 1 147898435 от 4 декабря 2018 года 03:48:47 МСК; нескольких производственных ВСД: N 1110401725 от 26 ноября 2018 года; N 1110401742 от 26 ноября 2018 года; N1120734077 от 28 ноября 2018 года; N1120734240 от 28 ноября 2018 года, что указывает на оформление ВСД на несколько наименований продукции, т.е. ассортиментный перечень.
4) ВСД N1149665911 от 4 декабря 2018 года 10:05:06 МСК оформлен на несколько наименований продукции мясо птицы (филе из мяса цыплят-бройлеров без кожи (лоток ВСП) (охл.); Филе из мяса цыплят-бройлеров без кожи (п/пленка) (охл.)), произведенной на различных предприятиях: N10-05-19, ЗАО "Приосколье" Цех по убою и переработке птицы N 2 завода по убою и переработке птицы N 3 (Российская Федерация, Белгородская обл, Валуйский район, г. Валуйки, ул. Суржикова, д. 112); ЗАО "Приосколье" Цех N1 завода по убою и переработке птицы N 2 (309615, Российская Федерация, Белгородская обл, Новооскольский район, ст. Холки, 10-15-30). Кроме того, ВСД N 1149665911 оформлено на несколько производственных партий (В3200000000; Н2100000000), на основании нескольких входящих ВСД N 1147893763 от 4 декабря 2018 года 03:48:47 МСК; N 1 147898435 от 4 декабря 2018 года 03:48:47 МСК; нескольких производственных ВСД: N1110401725 от 26 ноября 2018 года; N1110401742 от 26 ноября 2018 года; N1120734077 от 28 ноября 2018 года; N1120734240 от 28 ноября 2018 года, что указывает на оформление ВСД на несколько наименований продукции, т.е. ассортиментный перечень.
5) ВСД N1137635123 от 1 декабря 2018 года 09:14:40 МСК оформлен на несколько наименований продукции мясо птицы (филе из мяса цыплят - бройлеров без кожи (лоток ВСП) (охл.); филе из мяса цыплят-бройлеров без кожи (п/пленка) (охл.)), произведенной на различных предприятиях: N 10-05-19, ЗАО "Приосколье" Цех по убою и переработке птицы N 2 завода по убою и переработке птицы N 3 (Российская Федерация, Белгородская обл, Валуйский район, г. Валуйки, Суржикова ул, д. 112); ЗАО "Приосколье" Цех N 1 завода по убою и переработке птицы N 2 (309615, Российская Федерация, Белгородская обл, Новооскольский район, Холки ст, 10-15-30). Кроме того, ВСД N1 137635123 оформлено на несколько производственных партий (В3200000000; Н2100000000), на основании нескольких входящих ВСД N 1136802281 от 1 декабря 2018 года 03:56:25 МСК; N 1 136803038 от 1 декабря 2018 года 03:56:25 МСК; нескольких производственных ВСД: N 1110401725 от 26 ноября 2018 года; N 1110401742 от 26 ноября 2018 года; N 1120734077 от 28 ноября 2018 года; N 1120734240 от 28 ноября 2018 года, что указывает на оформление ВСД на несколько наименований продукции, т.е. ассортиментный перечень.
6) ВСД N 1149693681 от 4 декабря 2018 года 10:08:39 МСК оформлен на несколько партий продукции мясо птицы: фарш "Натуральный" 1,0 кг ЦБ зам по 10 кг "Дарина", оформленного на основании входящего ВСД N1147777433 от 4 декабря 2018 года 02:51:47 МСК, и четырех производственных ВСД: N1073138138 от 17 ноября 2018 года; N 1085276711 от 20 ноября 2018 года; N1085276714 от 20 ноября 2018 года; N 1101883004 от 23 ноября 2018 года, что указывает на оформление ВСД на несколько партий продукции.
БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ" выдано предостережение от 30 октября 2018 года о недопустимости нарушения требований законодательства в области ветеринарии. Указанным предостережением БУ предупреждено о недопустимости нарушения требований законодательства и разъяснено, что за продолжение неправомерных действий, нарушение обязательных требований предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ" направлено в Управление уведомление от 26 ноября 2018 года об исполнении требований предостережения от 30 октября 2018 года.
Своими действиями БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ" допустило нарушение требований части 1 статьи 4.1 Закона "О ветеринарии", пункта 1 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589 и статьи 4 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) "О безопасности пищевой продукции", утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880.
Допущенные нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, поскольку оформление БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ" ветеринарных сопроводительных документов с указанием наименования продукции в ассортименте, на несколько наименований продукции, на несколько партий продукции одного наименования не обеспечивает прослеживаемость подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении N 02/78-ЧР от 10 декабря 2018 года, копиями ветеринарных свидетельств и ветеринарных справок (л.д. 47-58), предостережением Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области N 30 октября 2018 года о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии и другими материалами дела.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьями обеих инстанций установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств нельзя признать состоятельными. Представленные материалы свидетельствуют о том, что судом первой и второй инстанций всесторонне, полно и объективно исследованы все имеющиеся по делу доказательства, проверена их достоверность и допустимость, совокупности доказательств дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Доводы жалобы о наличии оснований для освобождения БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ" от административной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 2.9 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание.
Исходя из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения является правом, а не обязанностью судьи, который рассматривает дело об административном правонарушении.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. С учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также характер допущенных со стороны БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ" при выдаче ветеринарных сопроводительных документов нарушений требований действующего законодательства, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
Доводы жалобы о наличии основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначении наказания БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ" в виде предупреждения являются несостоятельными.
Согласно статьям 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии определенных обстоятельств.
Из дословного содержания вышеприведенных норм закона следует, что установленные законодателем особые условия применения мер административной ответственности распространяют свое действие лишь в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников.
Критерии отнесения юридических лиц и предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ" является некоммерческой унитарной организацией в форме бюджетного учреждения и не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, которые определены Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах правовые основания для применения статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ путем замены назначенного БУ ЧР "Чувашская республиканская СББЖ" административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, отсутствуют.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу актов, не установлено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.17, статьёй 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области от 17 декабря 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 12 февраля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 28 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении бюджетного учреждения Чувашской Республики "Чувашская республиканская станция по борьбе с болезнями животных" Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу Лукина А.Г. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Верховного Суда
Чувашской Республики Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.