Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Осиповой И.Г.
судей Селюковой З.Н. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Костине Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июля 2019 года
дело по апелляционной жалобе Стекольникова Е.Г.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 марта 2019 года
по делу по иску Стекольникова Е.Г. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в обеспечении социальными гарантиями
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Стекольников Е.Г. обратился в суд с иском к УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в обеспечении социальными гарантиями.
В обоснование иска указал, что с 12 февраля 1996 г. он проходил службу в УФСИН России по Ставропольскому краю.
20 февраля 2008 г. уволен из уголовно-исполнительной системы, основание для увольнения - выслуга лет, дающая право на пенсию.
В соответствии с пунктом 5 и под. 6 ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" он имеет право на санаторно-курортное лечение и медицинское обеспечение, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 названного ФЗ N 283.
В сентябре 2018 г. он обратился к руководству УФСИН России по Ставропольскому краю с просьбой предоставить ему документы, необходимые для прикрепления на медицинское обеспечение к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ставропольскому краю".
В ответе указано, что на него не распространяются льготы, установленные указанным федеральным законом, так как он не является пенсионером УФСИН России по Ставропольскому краю.
В соответствии с Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" критерием наличия у уволенного сотрудника права на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение является право на пенсию и стаж службы (выслуга лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), а не факт получения пенсии.
Право на пенсию и стаж службы, необходимый для получения льгот, подтверждается копией выписки из приказа о его увольнении из уголовно-исполнительной системы.
Просил признать незаконными действия УФСИН России по Ставропольскому краю, связанные с отказом в обеспечении его социальными гарантиями в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязать УФСИН России по Ставропольскому краю обеспечить его социальными гарантиями в соответствии с законом, обязать ответчика выдать ему документы, необходимые для прикрепления на медицинское обеспечение к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ставропольскому краю", взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 300 рублей.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований Стекольникова Е.Г. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю отказано.
В апелляционной жалобе Стекольников Е.Г. указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку судом не применены нормы, подлежащие применению, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
Наличие у него права на пенсию и стаж службы в уголовно-исполнительной системе, необходимый для получения льгот, подтверждено представленными документами и ответчиком не оспаривается.
Стаж службы в уголовно-исполнительной системе включается в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет и для назначения процентной надбавки за выслугу лет, но не включается в общую продолжительность военной службы для реализации льгот и социальных гарантий (жилищное, медицинское, санаторно-курортное обеспечение и т. д.), в связи с чем он не имеет права на санаторно-курортное лечение и медицинское обеспечение в системе ФСБ.
Незнание должностными лицами, а равно и отсутствие в подзаконных актах порядка реализации права на льготы не может служить основанием для ограничения такого права, как не могут подзаконные акты и отменять право, данное федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2018 г. N1563, на которое ссылается суд, предусмотрено медицинское лечение и санаторно-курортное обеспечение, в том числе граждан Российской Федерации, уволенных со службы из ФСИН РФ с правом на пенсию и имеющих стаж службы в уголовно-исполнительной системе 20 лет и более. Данное постановление определяет только порядок организации медицинского обеспечения лиц, уволенных с правом на пенсию, но не может изменять категорию лиц, обладающих правом на получение указанного обеспечения, установленную федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-Ф3 сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах, а также членам их семей, имеющим право на одну и ту же социальную гарантию в соответствии с данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при одновременном возникновении права на ее получение по нескольким основаниям социальная гарантия предоставляется по одному из оснований по их выбору.
Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив его исковые требования в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФСИН России по Ставропольскому краю Латышев Р.И.просит решение суда оставить без изменения, указывая на несостоятельность доводов жалобы.
Представитель ФКУЗ МСЧ МВД по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не предоставил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении дела слушанием.
Принимая во внимание, что указанный выше участник судебного разбирательства надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Стекольникова Е.Г, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы в полном объеме, а также представителя УФСИН России по Ставропольскому краю Латышева Р.И, действующего по доверенности N вл-в-876 от 12 ноября 2018 г, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения вынесенного по делу решения ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом установлены фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что Стекольников Е.Г. с 12 февраля 1996 г. по 20 февраля 2008 г. проходил службу в УФСИН России по Ставропольскому краю. Истец уволен из уголовно-исполнительной системы по выслуге лет, дающей право на пенсию.
Впоследствии истец проходил службу в УФСБ России по Ставропольскому краю, уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями, состоит на пенсионном учете в УФСБ России по Ставропольскому краю, получает пенсию с 21 июня 2018 г.
Согласно справке УФСБ России по Ставропольскому краю от 30 января 2019 г. Стекольников Е.Г. имеет право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях без обеспечения лекарственными препаратами (л.д. 30).
Суд установил, что Стекольников Е.Г. не имеет права на получение санаторно-курортной путевки на льготных основаниях в военно-медицинских учреждениях.
В сентябре 2018 г. истец обратился к руководству УФСИН России по Ставропольскому краю с просьбой предоставить ему документы, необходимые для прикрепления на медицинское обеспечение к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ставропольскому краю".
Письмом УФСИН России по Ставропольскому краю N 859 от 05 октября 2018 г. Стекольникову Е.Г. отказано в удовлетворении данного обращения со ссылкой на то, что на него не распространяются льготы, установленные Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе на медицинское и санаторно-курортное обеспечение, так как он не является пенсионером УФСИН России по Ставропольскому краю.
Отказывая Стекольникову Е.Г. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение УФСИН России по Ставропольскому краю об отказе в прикреплении истца на медицинское обеспечение в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ставропольскому краю" основано на законе.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, основанными на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (ред. от 23 апреля 2018 г.) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 данного Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, установленное сотрудникам частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок и правила медицинского обеспечения указанной категории граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2018 г. N 1563.
Пунктом 3 Правил медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организациях федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации установлено, что прикрепление указанной категории граждан (за исключением сотрудников) на медицинское обеспечение к медицинским организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, производится указанными медицинскими организациями по территориальному принципу по направлению пенсионных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту пенсионного обеспечения этих граждан; осуществляется при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации, пенсионного удостоверения, выданного пенсионным органом, справки из пенсионного органа с указанием оснований увольнения со службы в органах внутренних дел (органах наркоконтроля) и стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел (органах наркоконтроля), подтверждающей право на медицинское обеспечение в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иных установленных законодательством Российской Федерации документов, подтверждающих статус лица, прикрепляемого на медицинское обеспечение.
Однако доказательств, свидетельствующих о том, что Стекольников Е.Г. состоит на учете в отделе пенсионного обеспечения Управления МВД России по Ставропольскому краю и является пенсионером МВД России, истцом не предоставлено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Стекольников Е.Г. не является пенсионером УФСИН России по Ставропольскому краю в связи с реализацией им права на получение пенсии за выслугу лет (34 года, из них 11 лет в календарном исчислении) в связи с работой в Управлении ФСБ России по Ставропольскому краю, не являлся получателем пенсии по линии УФСИН России по Ставропольскому краю, а потому правовых оснований для прикрепления истца на медицинское обеспечение к ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ставропольскому краю" не имеется.
Как следует из содержания иска и апелляционной жалобы, нарушение своих прав Стекольников Е.Г. связывает с установленным действующим законодательством порядком предоставления медицинского обеспечения тем федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет пенсионное обеспечение гражданина, что лишает гражданина, являвшегося сотрудником различных федеральных органов исполнительной власти, права на получение пенсии как бывшего сотрудника одного федерального органа исполнительной власти, а права на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение - как сотрудника другого.
Вместе с тем правовой статус лица, уволенного с государственной службы, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности, и имеющего право на получение пенсии, а также иных видов социального обеспечения, является единым для предоставления ему всех социальных гарантий. Указанный статус производен от правового статуса сотрудника соответствующего федерального органа исполнительной власти, обусловлен спецификой его профессиональной деятельности, непосредственно предшествующей прекращению служебных отношений. Оспариваемое правовое регулирование в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших государственную службу различных видов, и не может расцениваться как нарушающее их права.
Данная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 3338-О.
Являясь действующим пенсионером УФСБ России по Ставропольскому краю, Стекольников Е.Г. не лишен права пользоваться социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными Федеральными законами от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Таким образом, судебная коллегия считает, что принимая решение, суд первой инстанции верно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и постановилзаконное и обоснованное решение при соблюдении требований процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются безусловными основаниями к отмене решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судом не допущено.
При таком положении обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стекольникова Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.