Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Ю.В,
судей Луневой С.П, Брянского В.Ю,
при секретаре судебного заседания Забурунновой О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 28 января 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Ким Т.Ж. к Администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края о признании незаконным постановления органа местного самоуправления,
заслушав доклад судьи Ковалевой Ю.В,
установила:
Ким Т.Ж. обратилась в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, о признании незаконным постановления Администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края N543 от 28 июня 2018 года "Об исключении из списка вынужденных переселенцев семьи Ким Т.Ж." и возложении обязанности восстановить нарушенное право.
Решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 28 января 2019 года административные исковые требования Ким Т.Ж. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация города-курорта Кисловодска Ставропольского края просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель Администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края Кононенко Е.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы и просила ее удовлетворить.
Административный истец Ким Т.Ж. в судебном заседании просила решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 28 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Управления городского хозяйства Администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании статей 150, части 6 статьи 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11 марта 2002 года согласно удостоверению N N Ким Т.Ж. признана вынужденным переселенцем.
7 августа 2009 года на основании постановления заместителя главы Администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края N1101 отец административного истца - Ким Ж.А. с составом семьи из двух человек (он и дочь Ким Т.Ж.) принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с регистрационным номером по общему списку 3282, по списку вынужденных переселенцев - с регистрационным номером 10.
Постановлением Администрации города - курорта Кисловодска Ставропольского края от 28 июня 2018 года N543 в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и предложением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации города-курорта Кисловодска Ким Т.Ж. исключена из списка вынужденных переселенцев-очередников администрации города-курорта Кисловодска с 2009 года по общему списку N2931, по списку вынужденных переселенцев N3 на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 "О некоторых вопросах реализации основанного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Удовлетворяя административные исковые требования Ким Т.Ж, суд первой инстанции исходил из того, что законных оснований для исключения Ким Т.Ж. из списка вынужденных переселенцев у Администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края не имелось.
Между тем, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела следовало учесть следующее.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации N4530-1 от 19 февраля 1993 года "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Частью 1 статьи 3 указанного Закона установлено, что лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.
Статьей 5 Закона установлен порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления статуса вынужденного переселенца и продления срока его действия определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел России от 14 ноября 2017 года N853.
Из анализа указанных норм права и установленных по делу обстоятельств следует, что без привлечения соответствующего территориального органа МВД России, к исключительной компетенции которых относится рассмотрение вопроса по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, проверка законности и обоснованности заявленных административным истцом требований невозможно.
В силу части 2 статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.
Под заинтересованным лицом в соответствии со статьей 47 КАС РФ понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон; заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле, в том числе, по инициативе суда, о чем судом выносится определение.
Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, относится к компетенции суда (пункт 3 части 3 статьи 135 КАС РФ).
Таким образом, если заявленное требование непосредственно касается кого-либо из лиц, не участвующих в деле, и решение по делу затрагивает его права и обязанности, то привлечение такого лица к участию в деле является обязательным.
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего административного дела необходимо было привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица соответствующий территориальный органа МВД России, к исключительной компетенции которого относится рассмотрение вопроса по предоставлению статуса вынужденного переселенца на территории Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного решения, которое подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая то обстоятельство, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции при новом рассмотрении дела, доводы апелляционной жалобы оценке не подлежат.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 28 января 2019 года отменить, направить настоящее административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.