Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Ю.В,
судей Луневой С.П, Брянского В.Ю,
при секретаре Пика А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителя административного истца Хачатурян С.Э. по доверенности Ловянникова П.С. и Администрации города Невинномысска Ставропольского края на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 14 февраля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Хачатурян С.Э. к Администрации города Невинномысска Ставропольского края о признании незаконным постановления заместителя главы Администрации города Невинномысска N1535 от 17 октября 2018 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности восстановить нарушенное право
,
заслушав доклад судьи Ковалевой Ю.В,
установила:
Хачатурян С.Э. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Невинномысска Ставропольского края о признании незаконным постановления заместителя главы Администрации города Невинномысска Ставропольского края N1535 от 17 октября 2018 года о ее снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности восстановить нарушенное право.
В обоснование требований Хачатурян С.Э. указала на то, что постановлением заместителя главы Администрации города Невинномысска Ставропольского края N1535 от 17 октября 2018 года она снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, что нарушает ее права и охраняемые законом интересы как лица, имеющего статус вынужденного переселенца, а также гарантированные статьями 40, 46 Конституции РФ права на жилье.
На основании изложенного Хачатурян С.Э. просила суд признать незаконным постановление заместителя главы Администрации города Невинномысска Ставропольского края N1535 от 17 октября 2018 года о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязать Администрацию города Невинномысска Ставропольского края восстановить ее в очереди в списке граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата как участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015- 2020 годы" под прежним номером.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 14 февраля 2019 года исковые требования Хачатурян С.Э. удовлетворены в части восстановления ее права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании незаконным постановления заместителя главы Администрации города Невинномысска N1535 от 17 октября 2018 года в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении Хачатурян С.Э. на учете нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель Хачатурян С.Э. по доверенности Ловянников П.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, обязать Администрацию города Невинномысска Ставропольского края восстановить Хачатурян С.Э. на учете в качестве нуждающихся по первоначальной дате постановки на учет и в списке под прежним номером.
В апелляционной жалобе Администрация города Невинномысска Ставропольского края просит решение суда в части удовлетворенных исковых требований Хачатурян С.Э. отменить, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционные жалобы заинтересованное лицо - Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края просит решение суда первой инстанции в части удовлетворенных исковых требований Хачатурян С.Э. отменить.
Судебная коллегия на основании статей 150, 152, части 6 статьи 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что с момента предоставления статуса вынужденного переселенца до настоящего времени у административного истца изменений фактических обстоятельств, в том числе жилищного обустройства, не произошло. Наличие постоянной регистрации в жилом помещении, собственником которого является мать Хачатурян С.Э. - Хачатурян Э.В, не свидетельствует об отсутствии обстоятельств, препятствующих улучшению жилищных условий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также суд сослался на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 6 апреля 2017 года, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 31 января 2018 года, которым на Администрацию города Невинномысска Ставропольского края возложена обязанность восстановить Хачатурян С.Э. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по первоначальной дате постановки на учет и в списке под прежним номером.
Между тем, при вынесении решения судом первой инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства.
Как следует и материалов дела, 16 марта 2000 года согласно удостоверению N N Хачатурян С.Э. признана вынужденным переселенцем.
31 января 2003 года на основании постановления главы города Невинномысска N121 Хачатурян С.Э. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с регистрационным номером 368.
С 18 февраля 2000 года административный истец зарегистрирована в доме по адресу: "адрес", жилой площадью 39,6 кв.м, общей площадью 200,5 кв.м, и проживала на момент постановки ее на учет для улучшения жилищных условий 31 января 2003 года. Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности ее матери административного истца - Хачатурян Э.В. Помимо истца в доме также зарегистрированы другие лица в количестве 8 человек, приходящиеся последней родственниками.
Постановлением главы администрации города Невинномысска Ставропольского края от 18 октября 2016 года N2279 в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и предложением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Невинномысска Хачатурян С.Э. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключена из числа участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При определении уровня обеспеченности Хачатурян С.Э. площадью жилого помещения комиссия исходила из того, что Хачатурян С.Э. является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" а именно ее матери Хачатурян Э.В. Кроме того, Хачатурян С.Э. является членом семьи собственника жилых помещений Хачатуряна Семена Эдуардовича - ее брата, расположенных по адресам: "адрес" и "адрес", соответственно обеспеченность жильем на одного человека превышает учетную норму.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 6 апреля 2017 года по гражданскому делу N2-294/2017 постановление главы администрации города Невинномысска N2279 от 18 октября 2016 года "О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях" признано незаконным. На администрацию города Невинномысска возложена обязанность разрешить вопрос о восстановлении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении Хачатурян С.Э. по первоначальной дате постановки на учет и в списке под прежним номером.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 31 января 2018 года решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 6 апреля 2017 года оставлено без изменения.
Принимая указанные судебные акты, судебные инстанции указали, что вывод комиссии о том, что Хачатурян С.Э. является членом семьи собственника жилого помещения (матери) и ее брата и обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы основан только на фактах родства и регистрации Хачатурян С.Э. по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ее матери на праве собственности с 24 апреля 2013 года. Однако, доказательств того, Хачатурян С.Э. является членом семьи матери и брата, как это предусмотрено частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, не представлено и судом не установлено. Кроме того, не представлено доказательств приобретения Хачатурян С.Э. права пользования в отношении жилых помещений брата.
При рассмотрении настоящего иска суд первой инстанции, исследовав материалы гражданского дела N2-294/2017, пришел к выводу о том, что судебные акты, вынесенные в рамках указанного дела, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, в связи с чем указал на отсутствие у Администрации города Невинномысска Ставропольского края оснований для снятия Хачатурян С.Э. с учета нуждающихся в жилых помещениях в 2018 году.
Между тем, судебная коллегия полагает, что суду при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела следовало учесть следующее.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации N4530-1 от 19 февраля 1993 года "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Согласно пункту 4 статьи 5 названного закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет; лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса (подпункт 2 пункта 2 статьи 9 Закона).
Пунктом 5 статьи 5 Закона о вынужденных переселенцах предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при условии, что вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что матери административного истца принадлежит на праве собственности жилой дом, в котором Хачатурян С.Э. зарегистрирована.
Выводы суда о том, что мать административного истца не является членом ее семьи, основаны на неправильном толковании судом норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Российской Федерации N4530-1 члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
Согласно указанной норме супруг (супруга), дети и родители вынужденного переселенца, проживающие с вынужденным переселенцем, являются членами его семьи независимо от того, ведут они с ним общее хозяйство или нет, тогда как другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие с вынужденным переселенцем, признаются членами его семьи только в случае, если они ведут с ним общее хозяйство.
Судом установлено, что Хачатурян С.Э. приходится дочерью Хачатурян Э.В, которой на праве собственности принадлежит указанный выше жилой дом, административный истец зарегистрирована в указанном домовладении. Брату Хачатурян С.Э. - Хачатуряну С.Э. принадлежат на праве собственности жилые помещения, расположенные в "адрес".
С учетом приведенных выше положений закона, вывод суда первой инстанции о том, что что Хачатурян С.Э. не является членом семьи собственника дома Хачатурян Э.В, которая является ее матерью, является ошибочным.
Наличие постоянной регистрации Хачатурян С.Э. в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ее матери Хачатурян Э.В, расположенном по адресу: "адрес", подтверждает факт проживания ее по данному адресу.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года N13-кз "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае" ежегодно в период с 1 января по 1 апреля проводится перерегистрация граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перерегистрация граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края N126-п от 5 сентября 2006 года (далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку в случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в учетных данных, отраженных в ранее представленных документах (или их составе), подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, то гражданин представляет в орган, осуществляющий принятие на учет, расписку, в которой он подтверждает неизменность ранее представленных им документов; в случае если в учетных данных, отраженных в ранее представленных документах (или их составе), произошли изменения, то гражданин представляет документы, подтверждающие произошедшие изменения. В случае утраты гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, орган местного самоуправления принимает решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вынужденный переселенец Хачатурян С.Э. состояла на жилищном учете в Администрации города Невинномысска Ставропольского края.
Вместе с тем, судом установлено, что решением УВМ ГУ МВД России по Ставропольскому краю Хачатурян С.Э. признана утратившей статус вынужденного переселенца (протокол от 17 марта 2017 года) в связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца.
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Конституционность указанной нормы закона была неоднократно предметом рассмотрения Конституционным судом Российской Федерации, и признана конституционной, направленной на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым на реализацию принципа равенства.
Таким образом, законом прямо предусмотрено определение уровня обеспеченности жилым помещением исходя из общей площади жилого помещения, а при наличии у членов одной семьи нескольких жилых помещений - исходя из их суммарной общей площади.
Принимая во внимание то обстоятельство, что матери административного истца принадлежит на праве собственности жилой дом, в котором административный истец зарегистрирована, судебная коллегия полагает, что у административного ответчика в силу положений пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации имелись основания для снятия Хачатурян С.Э. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку у Хачатурян С.Э. утрачены основания для нахождения на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, доводы апелляционной жалобы административного истца подлежат отклонению.
Пунктом 2 части 1 статьи 309 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 14 февраля 2019 года в части удовлетворения административного иска Хачатурян С.Э. к Администрации города Невинномысска Ставропольского края о восстановлении ее права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным постановления заместителя главы Администрации города Невинномысска N1535 от 17 октября 2018 года в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении Хачатурян С.Э. на учете нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди подлежит отмене. В остальной части указанное решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 14 февраля 2019 года в части удовлетворения административного иска Хачатурян С.Э. к Администрации города Невинномысска о восстановлении ее права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным постановления заместителя главы Администрации города Невинномысска N1535 от 17 октября 2018 года в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении Хачатурян С.Э. на учете нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Хачатурян С.Э. отказать.
В остальной части решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 14 февраля 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя Хачатурян С.Э. по доверенности Ловянникова П.С. оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Администрации города Невинномысска удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.