Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Забурунновой О.,
с участием представителя административного истца - адвоката Тазовой Е.С, действующей в суде по доверенности и по ордеру,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Раджабова Ахмеда Шахбановича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере равном их рыночной стоимости,
установил:
Административный истец Раджабов А.Ш. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, впоследствии уточненном, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года :
- земельного участка с кадастровым номером N площадью 44 881 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу : "адрес", в размере -134647 рублей;
- нежилого здания - кошара, с кадастровым номером N, площадью 1302 кв.м, количество этажей - 1, расположенного по адресу : "адрес", в размере - 696621 рублей;
- здания - дом животноводов (лит. А-основное, лит. а - пристройка), с кадастровым номером N расположенного по адресу : "адрес", в размере - 61728 рублей (том 3 л.д. 22-25).
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что являлся собственником указанных объектов недвижимости на основании договора купли-продажи от 20 ноября 2017 года.
Результаты определения государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2015 года в Ставропольском крае утверждены приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1381 и N 1382.
По итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на дату оценки - 1 января 2015 года кадастровая стоимость принадлежавших истцу на праве собственности объектов недвижимости составила :
- земельного участка с кадастровым номером N - 405724,24 рублей,
- здания кошары с кадастровым номером N - 4921893,97 рублей,
- здания - дом животноводов с кадастровым номером N - 447819,97 рублей.
Посчитав установленную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику, которым подготовлены отчеты об оценке рыночной стоимости указанных объектов недвижимого имущества. Согласно отчетов об оценке составленных по состоянию на 1 января 2015 года рыночная стоимость определена :
- земельного участка с кадастровым номером N - 134 000 рублей,
- здания кошары с кадастровым номером N - 696 621 рублей,
- здания - дом животноводов с кадастровым номером N - 61 728 рублей.
По договору купли-продажи от 19 сентября 2018 года указанное недвижимое имущество продано Омарову Р.Г, однако в силу норм действующего законодательства истец несет обязанности по оплате налога на доходы физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учитывая, что в отношении спорных объектов недвижимости была определена кадастровая стоимость объектов по состоянию на 1 января 2015 года, а также то, что указанные объекты недвижимости приобретены истцом в 2017 году по цене 500000 рублей и впоследствии проданы за такую же сумму, а общая кадастровая стоимость данных объектов составляет 6181162,42 рублей, истец вынужден будет заплатить НДФЛ в размере 562485,78 рублей, рассчитанный из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, что является нарушением его прав и законных интересов как плательщика налога.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации физические и юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В предварительном судебном заседании 14 февраля 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Росреестра по Ставропольскому краю, а ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю исключено из числа административных ответчиков с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица (том 3 л.д. 7).
В судебном заседании представитель административного истца - адвокат Тазова Е.С. исковые требования административного иска поддержала, уточнила их с учетом выводов судебной оценочной экспертизы. Просила установить кадастровую стоимость заявленных в иске объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2015 года в соответствии с заключением проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
В письменных возражениях на иск административный ответчик - Управление Росреестра по Ставропольскому краю указало, что в Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 26:07:092202:6, категория которого - земли сельскохозяйственного назначения, а также объекте недвижимости - нежилое здание кошара с кадастровым номером N Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН, в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1381 и от 27 ноября 2015 года N 1382. Заявлений о пересмотре кадастровой стоимости данных объектов, поданных в соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в адрес комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю не поступало (том 3 л.д. 15-18).
В возражении на административный иск заинтересованное лицо - администрация Грачевского муниципального района Ставропольского края просила принять решение по заявленному Раджабовым А.Ш. административному иску в соответствии с нормами действующего законодательства (том 3 л.д. 66-67).
В судебное заседание не явились : административный истец, представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, заинтересованных лиц - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края, Омаров Р.Г, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
От представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края поступили ходатайства о рассмотрении данного административного дела в отсутствие их представителей.
От заинтересованного лица Омарова Р.Г, являющегося собственником спорного имущества в настоящее время, в суд поступило заявление о согласии с требованиями административного иска и рассмотрении спора в его отсутствие (том 3 л.д. 71).
При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения участвующего в деле лица, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц, в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд находит заявленные в иске требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с подпунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Объектами налогообложения для физических лиц в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса Российской Федерации являются : жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда определение налоговой базы осуществляется исходя из их инвентаризационной стоимости.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (часть 1 статьи 403 Налогового Кодекса РФ).
Пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена госрегистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент "0,7", то в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена госрегистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент "0,7".
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, объектов недвижимости, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельного участка и нежилых строений их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости таких объектов.
Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 ФЗ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
При рассмотрении настоящего административного дела судом установлено и подтверждено надлежащими письменными доказательствами по делу, что административный истец являлся собственником объектов недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N, здания кошары с кадастровым номером N, здания - дом животноводов с кадастровым номером N на основании договора купли-продажи от 20 ноября 2017 года.
Данное недвижимое имущество приобретено Раджабовым А.Ш. у Кошелевой В.А. в общей сумме за 500000 рублей. Недвижимое имущество находится на территории Грачевского района, с. Сергиевское, Ставропольский край (том 1 л.д. 43). Право собственности на указанное имущество зарегистрировано за Раджабовым А.Ш. 30 ноября 2017 года.
По договору купли-продажи от 19 сентября 2018 года спорного недвижимого имущества, указанного в иске, Раджабов А.Ш. произвел отчуждение этого имущества Омарову Р.Г. по цене - 500000 рублей. Переход права собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 28 сентября 2018 года (том 1 л.д. 46-48, том 3 л.д. 34-36, 38-39, 73-74).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1381 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере - 405724,24 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18 февраля 2019 года. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 декабря 2015 года (том 3 л.д. 32).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1382 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость дома животноводов с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 447819,97 рублей, что подтверждается кадастровой выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18 февраля 2019 года. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 декабря 2015 года (том 3 л.д. 28).
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилого здания кошары с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 4921893,97 рублей, что подтверждается кадастровой выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18 февраля 2019 года. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 декабря 2015 года (том 3 л.д. 30).
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Согласно положениям статьи 12 вышеуказанного Федерального закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
По заявлениям административного истца независимым оценщиком - ИП Сухановой М.С. подготовлены отчеты об оценке рыночной стоимости указанных в иске оцениваемых объектов недвижимого имущества :
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 44881 кв.м. (4,4881га), за N 54-12-18 от 9 января 2019 года, в соответствии с которым рыночная стоимость данного земельного участка составила - 134647 рублей по состоянию на дату оценки - 1 января 2015 года (том 1 л.д. 65-211);
- нежилого здания (кошара) с кадастровым номером N, площадью 1302 кв.м, за N 55-12-18 от 9 января 2019 года, в соответствии с которым рыночная стоимость данного объекта недвижимого имущества составила - 696 621 рублей по состоянию на дату оценки - 1 января 2015 года (том 2 л.д. 1-100);
- нежилого здания дома животноводов с кадастровым номером N, площадью 45,9 кв.м, за N 56-12-18 от 9 января 2019 года, в соответствии с которым рыночная стоимость данного объекта недвижимого имущества составила - 71728 рублей по состоянию на дату оценки - 1 января 2015 года (том 2 л.д. 101-200).
Судом установлено, что административный истец не обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и имеющихся на нем объектов недвижимости.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В связи с изложенным, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, по ходатайству представителя административного истца определением Ставропольского краевого суда от 4 апреля 2019 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Общества с ограниченной ответственностью "Эксперт Система" (том 3 л.д. 84-87).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 19092-05/19 от 30 мая 2019 года рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, находившихся в собственности административного истца, по состоянию на 1 января 2015 года составила :
- земельного участка с кадастровым номером N - 147000 рублей,
- нежилого здания (кошара) с кадастровым номером N - 683000 рублей,
- нежилого здания дома животноводов с кадастровым номером N - 61000 рублей (том 3 л.д. 95-130).
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 8 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, соответствует требованиям законодательства об экспертной и оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величину рыночной стоимости земельного участка и объектов недвижимого имущества расположенных на нем.
Из экспертного заключения следует, что объект исследования - земельный участок с кадастровым номером N, площадью 44 881 кв.м, расположен в "адрес", категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В непосредственной близости скоростные магистрали отсутствуют, возможность подъезда к земельному участку и заезд на него на автомобильном транспорте круглогодичный, в рельефе имеются изъяны (склоны, холмы). Земельный участок расположен в границах сельского поселения, на участке имеются пастбища и сельхозпостройки (кошара, дом животновода). Текущее использование земельного участка на дату исследования совпадает с разрешенным видом использования.
В заключении экспертом подробно произведено описание процесса оценки, произведен расчет рыночной стоимости указанного земельного участка сравнительным подходом, методом сравнения продаж. Данный метод включает в себя сбор данных о рынке продаж и предложений по земельным участкам, сходных с оцениваемым. В качестве единицы сравнения принят удельный показатель - стоимость в рублях 1 кв.м. общей площади земельного участка.
Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектом исследования и объектами - аналогами. Для расчета рыночной стоимости экспертом выбрано 3 - наиболее близких к объекту оценки по своим характеристикам. При расчете рыночной стоимости объекта недвижимости экспертом описаны примененные корректировки. Корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, общую площадь, поскольку отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивированы в заключении.
Кроме этого, на указанном земельном участке находятся оцениваемые объекты недвижимости - кошара и дом животновода. Эти объекты расположены на участке сельскохозяйственного назначения, окружающая застройка - пашни, пастбища, постройки сельскохозяйственного назначения.
В заключении экспертом произведен анализ фактических данных о ценах сделок и предложений с объектами недвижимости, анализ наиболее эффективного использования. Рыночная стоимость объектов исследования - кошары и дома животноводов определена экспертом в рамках затратного подхода, основанном на принципе замещения.
Содержание заключения эксперта свидетельствует о том, что вывод эксперта о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости не является произвольным; при оценке объекта эксперт в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; заключение эксперта базируется на достоверных сведениях об объекте оценки; описание технических характеристик объекта оценки выполнено на основании материалов административного дела, публичной кадастровой карты, произведены на основе сравнительного и затратного подходов, объективно отражают рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2015 года.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы не имеется. Кроме того, выводы о рыночной стоимости оцениваемых объектов, указанных в иске, содержащиеся в отчетах представленных истцом в материалы дела, фактически подтверждены заключением судебной оценочной экспертизы.
С учетом изложенного, а также того, что иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
В связи с этим подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка и расположенных на нем зданий - кошары и дома животноводов в размере их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка и объектов капитального строительства.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Раджабова Ахмеда Шахбановича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере равном их рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 44881 кв.м, категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, местоположение : "адрес", в размере равном его рыночной стоимости - 147 000 рублей по состоянию на дату оценки - 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания, наименование - кошара, площадью 1302 кв.м, количество этажей - 1, с кадастровым номером N расположенного по адресу : "адрес", в размере равном его рыночной стоимости - 683000 рублей по состоянию на дату оценки - 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилое здание, наименование - дом животновода (Лит. А - основное, лит. А - пристройка), площадью 45,9 кв.м, количество этажей - 1, с кадастровым номером N, расположенного по адресу : "адрес", в размере равном его рыночной стоимости - 61000 рублей по состоянию на дату оценки - 1 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:07:092202:6 и объектов недвижимости с кадастровыми номерами - N
Административный иск Раджабова А.Ш. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости поступил в Ставропольский краевой суд - 28 декабря 2018 года.
Установленные настоящим решением суда сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N и объектов недвижимости с кадастровыми номерами - N, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский краевой суд, принявший решение по первой инстанции.
Судья краевого суда Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.