Дата вступления в законную силу - 29 марта 2019 г.
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.
при секретаре Никулиной Е.В.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М,
представителя административного истца ООО "ГСИ-ТРЕСТ N 7" Дмитриева Д.В, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ГСИ-ТРЕСТ N 7" о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п,
УСТАНОВИЛ:
Правительством Пермского края 25.11.2017 принято постановление N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-П). Нормативный правовой акт опубликован 04.12.2017 в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N 48, а также размещен 30.11.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного постановления Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктом 941 таблицы N 1 приложения "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено 3-этажное административно-бытовое здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.
Общество с ограниченной ответственностью "ГСИ-ТРЕСТ N 7" (далее - ООО "ГСИ-ТРЕСТ N 7", Общество) являясь собственником объекта капитального строительства - 3-этажного административного-бытового здания, кадастровый номер **, расположенного по адресу: ****, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня принятия постановления Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п, в части включения в Перечень под пунктом 941 указанного выше здания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что принадлежащий ему объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы ООО "ГСИ-ТРЕСТ N 7" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в своих пояснениях изложил позицию, указанную в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Правительство Пермского края и заинтересованное лицо Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, участие своего представителя не обеспечили. В предварительном судебном заседании представитель Правительства с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пермскому краю, Управление Росреестра по Пермскому краю, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Министерством данный перечень был сформирован, который утвержден Правительством Пермского края постановлением от 25.11.2017 N 944 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Данным постановлением определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год. В пункт 941 указанного Перечня включено здание с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****.
Постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п издано в установленном порядке уполномоченным органом и опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05.10.2007 N 223-П, указа губернатора Пермского края от 10.04.2009 N 16 "Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края", пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 N 37 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края". Данное обстоятельство подтверждено вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда от 11.07.2018 (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2018 по делу N 44-АПГ18-28) и не оспаривается сторонами при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции.
Как видно из материалов административного дела, а также указал административный ответчик, указанный выше объект недвижимого имущества включен в оспариваемый перечень на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, поскольку здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, так как является административно-бытовым зданием.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории Пермского края может быть осуществлено, в том числе, в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) вида его использования, с учетом площади здания (помещения).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "ГСИ-ТРЕСТ N 7" является собственником 3-этажного административно-бытового здания, общей площадью 2072 кв.м (лит. А), ворота (1, 2, 3, 4), ограждения (5, 6), трансформаторная подстанция (лит. Г4), расположенного по адресу: ****, кадастровый номер **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.10.2014 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках здания.
Здание с кадастровым номером ** расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью 26176, 31 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную территорию, по адресу: ****. Данный земельный участок принадлежит Российской Федерации и предоставлен административному истцу в аренду распоряжением от 28.02.2011 N 171/р.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем административно-деловых (торговых) центров либо нежилых помещений, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для указанных целей.
Условия, при которых здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также условия признания фактического использования здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания приведены в абзацах вторых и третьих подпунктов 2 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 05.11.2001, спорное здание имеет назначение: административно-бытовое здание, этажность: три, площадь здания 2072 кв.м, из нее по классификации производственная площадь в 2072 кв.м подразделяется на полезную 920,9 кв.м и подсобную - 1151,1 кв.м.
Из экспликации к поэтажному плану здания (строения), неотъемлемой части указанного выше технического паспорта, следует, что назначение помещений в здании по наименованию предусматривает: лабораторию, бойлерную, кладовую основную, раздевалку, бытовое помещение, коридор, лестничную клетку, комнату кладовщика, кладовую продукт, моечную, обеденный зал, туалет, умывальник, душевую, парилку, кладовую уборщицы, актовый зал, кабинет, приемную, комнату отдыха, бухгалтерию, кассу, архив.
Таким образом, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, данное здание также не подлежало включению в Перечень, поскольку наименования расположенных в нем помещений общей площадью менее 20 процентов общей площади этого здания не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Указание в техническом паспорте и в кадастровой выписке на наименование здания - административно-бытовой корпус для отнесения его к категории административно-делового центра не достаточно. При этом не имеется доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) здания в нем предусмотрено размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
С учетом технического паспорта на домовладение по ул. ****, которое включает и здание под лит. А, договора оказания услуг по охране объектов, в том числе на главной базе, Устава Общества, где указаны основные виды деятельности ООО "ГСИ-ТРЕСТ N 7", вышеназванное здание, по мнению суда, предназначалось для обеспечения нужд производства, а назначение помещений "кабинет", расположенных в нем, не является тождественным понятию: офис.
Доказательств, свидетельствующих о том, что проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида фактического использования здания с кадастровым номером ** для включения в Перечень, со стороны административного ответчика не представлено. Представителем Правительства напротив было указано на то, что такие мероприятия не проводились ни до формирования Перечня, ни после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что на момент включения спорного здания в Перечень Правительство Пермского края не располагало сведениями, достоверно свидетельствующими о назначении здания в качестве административно-делового центра и торгового центра (комплекса), а также о размещении в нем офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании более 20 процентов его общей площади для этих целей, суд приходит к выводу о необоснованности включения в оспариваемый Перечень на 2018 год вышеназванного объекта недвижимости принадлежащего ООО "ГСИ-ТРЕСТ N 7".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату, с которой суд считает необходимым признать недействующим оспариваемое в части постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п, суд принимает во внимание, что сам приказ определяет перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год, в оспариваемой части приказ затрагивает интересы самого административного истца. В таком случае суд считает возможным признать постановление Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п недействующим в оспариваемой части со дня его принятия.
Согласно пункту 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом по уплате госпошлины в размере 4500 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ГСИ-ТРЕСТ N 7" удовлетворить.
Признать не действующим пункт 941 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п, со дня принятия.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ГСИ-ТРЕСТ N 7" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме 26 февраля 2019 года.
Судья (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.