Судья Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К. при рассмотрении дела по жалобе директора МБУ " УЖКХ" городского округа " "адрес" огни" ФИО3 на решение городского суда "адрес" огни от "дата" по административному делу, возбужденного в отношении МБУ "УЖКХ" ГО " "адрес"" по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица- старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО5 N-Пр от "дата" юридическое лицо - МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"" признана виновным в том, что им допущено нарушение требований ч. 4 ст. 23 Федерального закона от "дата" N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В нарушение указанных требований МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"" осуществляет сброс сточных вод в водный объект (Каспийское море) с нарушением правил водопользования, в отсутствие разрешения на сброс в водный объект.
Решением городского суда "адрес" от "дата" указанное постановление оставлено без изменения, жалоба директора МБУ "Управления ЖКХ" ГО " "адрес"" - без удовлетворения.
В жалобе на это решение директор МБУ " УЖКХ" просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что вины Управления "УЖКХ" в неисполнении обязанности получить разрешение на сброс загрязняющих веществ и пр. в водный объект не имеется, ими были приняты меры по получению этого разрешения, направлены письма в администрацию МО " "адрес"", создана МУП "Чистая вода", заключен договор с ИП ФИО4, но в связи с отсутствием очистных сооружений в "адрес" их просьбы не были удовлетворены.
Извещенный надлежащим образом представитель МБУ " УЖКХ" ГО " "адрес"" в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, поэтому дело рассмотрено без его участия.
В возражениях на жалобу представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( далее - Департамент) ФИО5 ( доверенность от "дата") просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статья 22 Федерального закона от "дата" N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от "дата" N7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Часть 2 статьи 39 Федерального закона от "дата" N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В силу ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от "дата" N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", сброс сточных вод в водный объект может быть осуществлен только при наличии специального разрешения, которое в Республике Дагестан выдается уполномоченным органом - Управлением Росприроднадзора по РД.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от "дата" N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства, потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлении природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Сброс сточных вод в водные объекты в соответствии со ст. 23 Федерального закона от "дата" N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" возможен лишь после получения разрешения специально уполномоченного органа при условии установления лимитов на сбросы, при этом разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды направленные на поэтапное достижение установленных нормативов допустимых сбросов веществ.
В ходе проверки было установлено, что в период с 2016 года и по настоящее время МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"" предоставляет в городе Дагестанские Огни услуги по водоснабжению и водоотведению, сбрасывает сточные воды в поверхностный водный объект без очистки, так как в городе нет очистных сооружений, и что сброс предприятием осуществляется без соответствующего разрешения на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Согласно постановлению Республиканской службы по тарифам от "дата" N для МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"" установлены тарифы на водоотведение на 2016, 2017 и 2018 гг.
Согласно отчетности 2-ТП (водхоз) МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"" за 2017 год объем отведённой предприятием воды осуществляется без очистки.
Кроме того, решением заместителя Министра природных ресурсов и экологии РД от "дата" МБУ " УЖКХ" ГО " "адрес"" водный объект "адрес", водоохранный участок "дата" ( бассейны рек Каспийского моря от границы бассейна "адрес" до границы бассейна реки Самур) "адрес" РД передан в пользование МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"" ( л.д. 68).
Указанными доказательствами установлена объективная сторона вмененного МБУ "УЖКХ" административного правонарушения.
Факт сброса сточных вод без очистки не отрицался представителем МБУ " УЖКХ" при рассмотрении данного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от "дата" N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
В силу п.1 ч. 2 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с п.1 и п.5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: - не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности нарушен не был, "дата" надлежаще извещенный законный представитель МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"" (согласно почтовому извещению, уведомление им получено 01.11.2018г.) на составление протокола об административном правонарушении не явился, в связи с чем протокол был вынесен в отсутствие представителя. Определение о назначении дела к рассмотрению было направлено в МБУ "УЖКХ" заказной корреспонденцией с уведомлением и получены "дата" согласно почтовому извещению. Однако представитель на рассмотрение дела 21.11.2018г. не явился. При надлежаще извещении лица, привлекаемого к административной ответственности составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела в отсутствие этого лица не является нарушением его прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ.
Постановление от "дата" было направлено в адрес МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"" сопроводительным письмом от "дата" N заказной корреспонденцией с уведомлением и получено последним согласно почтовому уведомлению "дата"
Доводы представителя МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"" об отсутствии канализационных очистных сооружений в "адрес", что по этой причине не получено разрешение на сбросы вредных веществ, не может быть принят во внимание, поскольку водный объект передан уполномоченным органом в пользование МБУ "УЖКХ" ГО " "адрес"", указанное разрешение не отменено, поэтому у пользователя УЖКХ возникает обязанность пользоваться водным объектом с соблюдением установленных законом норм и правил.
Суд пришел к правильному выводу, что вина юридического лица выражается в бездействии МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"", которым не представлены доказательства, подтверждающие разработку проекта НДС, обращения в Управление Росприроднадзора по РД для выдачи разрешения на сброс. Не было направлено никакого ходатайства в Департамент в ходе проверки сообщения Росприроднадора по РД на электронный адрес Департамента (dagnadzormore@mail.ru), указанный на бланках этого административного органа, на которых направлялись письма в адрес предприятия в ходе административного производства.
В соответствии с пп. 2.1 п. 2 Устава МБУ "УЖКХ" городского округа " "адрес"" целями и видами деятельности учреждения является обеспечение мероприятий по эксплуатации и развитию коммунальной инфраструктуры - водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
Доводы представителя МБУ "УЖКХ" о том, что в соответствии с правилами ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ они приняли все зависящие от них меры по соблюдению указанных выше законов, также не состоятельны, поскольку несмотря на направление писем в администрацию ГО " "адрес"", в Департамент и Управление Роспотербнадзора в РД за получением разрешения на сброс они не обращались, каких-либо мер для отмены решения Минприродресурсов в РД о передаче им в пользование водного объекта не принимали.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 30.8 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение городского суда "адрес" от "дата" оставить без изменения, жалоба директора МБУ " УЖК" городского округа " "адрес"" - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан ФИО1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.