Судья Верховного Суда РД ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО УК "Новый город" ФИО2 на постановление Управления Росприроднадзора от "дата" и решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкала от "дата", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО УК "Новый город",
установил:
Постановлением Врио ст. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РД ФИО6 от "дата", ООО УК "Новый город" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи районного суда указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, генеральным директором ООО УК "Новый город" ФИО2 подана жалоба в Верховный Суд РД, в которой он ставит вопрос об их отмене.
Выслушав представителя ООО УК "Новый город" ФИО3, ходатайствовавшего о приобщении к материалом дела дополнения к жалобе, представителей Управления Росприроднадзора по РД ФИО4, ФИО5, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи районного суда.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 51 Федерального закона от "дата" N 7-ФЗ (ред. от "дата") "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению согласно cт. 1 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (cт. 1 Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от "дата" N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными нормами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.ст. 15, 16 ФЗ от 24.06.1998г. N89-ФЗ (ред. от 31.12.2017г.) "Об отходах производства и потребления":
- лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 -4 класса опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального общения, необходимых для работы с отходами 1-4 класса опасности;
- транспортирование отходов должно осуществляться при наличии паспорта отходов, наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Как усматривается из материалов дела, по итогам проведенной плановой выездной было выявлено, что твердые коммунальные отходы для размещения на городской свалке доставлялись на автомашинах марок:
- МАЗ, госномер Т 588 РВ 197;
- КаМАЗ, госномер А480ЕУ9;
- КаМАЗ, госномер К 697 XX 05;
- КаМАЗ, госномер М 879 ВЕ 05;
- КаМАЗ, госномер К682ХХ05;
- КаМАЗ, госномер X 537 УС 177;
- ЗИЛ, госномер А 547 МС 05;
- КаМАЗ, госномер В 158ММ 134;
- ЗИЛ, госномер В 578 МС 05;
- МАЗ, госномер О 271 АР 05;
- КаМАЗ, госномер А 662 МВ 92;
- КаМАЗ, госномер В 246 ММ 134;
- МАЗ, госномер X 641 СХ 99
- МАЗ, госномер Н 793 УН 05
Согласно данным ФИС ГИБДЦ-М МВД России от 17.08.2018г. (О предоставлении информации) вышеперечисленные автомашины принадлежат на праве собственности частным и юридическим лицам, а ООО УК "Новый город" арендует указанные автомашины для транспортирования и размещения твердых коммунальных отходов на территории городской свалки.
На объекте размещения твердых коммунальных отходов (ТКО) ООО УК "Новый город" в нарушении действующих Сан ПиН 2. "дата"-01 и Сан ПиН 2. "дата"-03, не соблюдает технологию захоронения отходов, на свалке не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.
ООО УК "Новый город" осуществляет деятельность по размещению отходов с нарушением норм природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, а именно:
- по данным отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и разрешительной деятельности Управления установлено, что ООО УК "Новый город" имеет лицензию на деятельность по транспортированию отходов, а на осуществление деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности предприятие лицензию не имеет, т. е. ООО УК "Новый город" в нарушении требований ФЗ N "О лицензировании отдельных видов деятельности. Постановления Правительства РФ от "дата" N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - ГУ классов опасности" и ФЗ N "Об отходах производства и потребления
осуществляет деятельность по размещению отходов. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до "дата". После "дата" осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
ООО УК "Новый город" при осуществлении деятельности по размещению (захоронению) отходов на территории городской свалки нарушены: ст. ст. 51, 67 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 9, 12, 14, 15, 16, 26 ФЗ-89 от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления", п.30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. N99-ФЗ (ред. от 29.07.2018г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановление Правительства РФ от "дата" N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
ООО УК "Новый город" при осуществлении деятельности по размещению (захоронению) отходов на территории городской свалки нарушены: ст. ст. 51, 67 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 9, 12, 14, 15, 16, 26 ФЗ-89 от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления", п.30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. N99-ФЗ (ред. от 29.07.2018г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановление Правительства РФ от "дата" N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Указанное несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами допущено ООО УК "Новый город", в связи с чем, действия ООО УК "Новый город" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения ООО УК "Новый город и виновность подтверждаются следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении N 03-02-11/2018 от "дата";
- приказ о проведении рейдового осмотра от "дата".
- актом проверки от "дата";
- постановлением о назначении административного наказания N 284 от "дата";
- иными материалами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО УК "Новый город" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО "Новый город" в его совершении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных санитарно-эпидемиологических требований.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "Новый город" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО УК "Новый город" по ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Доводы жалобы заявителя о не правильном применении судом норм Федерального закона от "дата" N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также отклоняются, как не нашедшие своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы по существу.
Административное наказание назначено ООО УК "Новый город" в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление Врио старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по РД N284 от "дата" ФИО6 и решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкала РД от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО УК "Новый город" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.