Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Макоева А.А.
судей Тхагалегова З.Т. и Шомахова Р.Х.
при секретаре Узденовой Ф.Р.
с участием: истца Антоненко О.Н. и ее представителя ФИО6, представителя ответчика - ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску Антоненко Ольги Николаевны к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР о включении в специальный стаж периода работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 7 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Антоненко О.Н. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР включить в педагогический стаж период работы с 01.01.2001 г. по 30.09.2018 г. и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 18.10.2018 г. и взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.
Требования мотивированы тем, что 18.10.2018 г. она обратилась в Пенсионный фонд за назначением досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии п. 1 пп. 19 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" РФ от 28.12.2013 г.
Пенсионный фонд отказал в назначении досрочной страховой пенсии в связи с тем, что исключен период работы с 01.01.2001 г. по 30.09.2018 г. - у лица не имеется стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет и 8 месяцев, не выполняется п. 12 Правил от 29.10.2002 г. N 781.
Считая указанный отказ незаконным и необоснованным, в искловом заявлении приводилось, что из трудовой книжки следует, что она с 01.08.1985 г. назначена на должность преподавателя в Детскую музыкальную школу Прохладненского винсовхоза по классу аккордеона. 04.04.1997 г. ей присвоена 2 категория 10 разряд по ЕТС, с 01.09.2006 г. по результатам очередной аттестации присвоена вторая квалификационная категория - 12 разряд по оплате труда ЕТС, с 01.09.2008 г. по результатам очередной аттестации присвоена первая квалификационная категория по должности преподаватель по классу аккордеона.
Музыкальная школа работала по типовому положению о детской музыкальной школе, художественной школе, школе искусств системы Министерства культуры СССР, утвержденному Приказом по Министерству культуры СССР от 17.07.1978 N 515. Выпускники получали свидетельства установленного образца. В школе обучались дети в возрасте от 7 до 17 лет.
С 1997 г. Детская музыкальная школа города Прохладного и Винсовхоза работает в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 21.07.1997 г. N 500, и осуществляет реализацию образовательных программ начального музыкального образования.
Детская музыкальная школа города Прохладного и Винсовхоза реорганизована путем ее присоединения к муниципальному образовательному учреждению Детская музыкальная школа п. Учебного Прохладненского района (Постановление от 12.08.2009 г. N 510 Местной администрации Прохладненского муниципального района). Муниципальное образовательное учреждение Детская музыкальная школа п. Учебного с 08.09.2010 г. переименована в Муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей "Детская школа искусств" (Постановление от 08.09.2010 г. N 517 Местной администрации Прохладненского муниципального района).
Из исторической справки N 55 от 18.10.2018 г. следует, что детская музыкальная школа Прохладненского винсовхоза и Учебненская ДШИ находились в структурном подчинении районного отдела культуры администрации Прохладненского района.
Имеется Устав муниципального образовательного учреждения культуры - Детская музыкальная школа п. Учебного. В соответствии с п. 1.1 муниципальное образовательное учреждение Детская музыкальная школа - это образовательное учреждение, созданное для предоставления услуг в области образования, культуры и иных услуг.
На момент реорганизации и переименования Государственного образовательного учреждения "Детская музыкальная школа" п. Учебного Прохладненского района в Муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей "Детская школа искусств" с. Учебного то есть на 08.09.2010г. ее специальный стаж составляет - 25 лет и 29 дней вместо 16 лет и 8 месяцев. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии утверждены Постановлением Правительством РФ от 29.10.2002 г. N 781 и на дату (29.10.2002 г.) у нее имеется 17 лет и 2 месяца и 20 дней педагогического стажа.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 7 мая 2019 года постановлено: исковые требования Антоненко Ольги Николаевны удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР назначить Антоненко Ольге Николаевне досрочную страховую пенсию по старости с 18 октября 2018 года, включив в ее специальный стаж периоды работы с 01.01.2001 г. по 09.05.2017 г. и с 14.05.2017 г. по 30.09.2018 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда в пользу Антоненко Ольги Николаевны 10 000 руб. в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Не согласившись с решением, считая его необоснованным, ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР, подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части возложения на ГУ-ОПФР по КБР обязанности по включению в специальный стаж периодов работы с 01.01.2001 года по 09.05.2017 год, с 14.05.2017 года по 30.09.2018 год и назначения Антоненко О.Н. досрочной страховой пенсии по старости с 18 октября 2019 года и принять по делу новое решение об отказе в этих требований, а также взыскать с Антоненко О.Н. расходы по оплате госпошлины, понесенные ГУ-ОПФР по КБР при предъявлении апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
В апелляционной жалобе указано, что списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 соответствующие должности и учреждения дифференцированы на две группы.
Так, в пункте N 1 раздела "Наименование учреждений" указаны образовательные учреждения, в пункте N 2 данного раздела указаны учреждения дополнительного образования.
В зависимости от того к какому пункту раздела "Наименование учреждений" относится учреждение, в котором осуществляет трудовую деятельность гражданин, законодателем устанавливаются определенные условия исчисления его стажа работы, дающего права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховых пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка".
В оспариваемый период истец осуществляла трудовую деятельность в должности преподавателя по классу аккордеона в МОУК дополнительного образования детей "Детская школа искусств села Учебного Прохладненского муниципального района". Данная должность указана в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
Материалами дела подтверждается, что по Постановлению главы Местной администрации Прохладненского муниципального района N 510 от 12 августа 2009 года, Детская музыкальная школа города Прохладного и Винсовхоза реорганизована путем ее присоединения к муниципальному образовательному учреждению "Детская музыкальная школа п. Учебного Прохладненского района".
Данное обстоятельство подтверждается исторической справкой N 92 от 18.12.2018 года, из содержания которой следует, что муниципальное образовательное учреждение "Детская музыкальная школа п. Учебного Прохладненского района" 8 сентября 2010 года переименована в Муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей "Детская школа искусств с. Учебного Прохладненского муниципального района".
Истцом в судебном заседании был представлен Устав Муниципального образовательного учреждения "Детская школа искусств п. Учебного Прохладненского района", утвержденного Постановлением главы Местной администрации Прохладненского муниципального района N 909 от 24 декабря 2009 года. В соответствии с п. 1.1 Устава Детская музыкальная шкала является образовательным учреждением. Целью образовательной деятельности "Учреждение" является удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области музыкального, художественного образования и эстетического воспитания. "Учреждение" осуществляет следующие основные виды образовательной деятельности обучения детей на следующих отделениях: фортепианное, народное, эстетическое, инструментальное исполнительство (музыкальное),художественное.
В соответствии п. 1.6. Устава - основными целями "Учреждения" являются - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства в сфере музыкального искусства.
В соответствии с п. 1.7 - "Учреждение" является образовательным учреждением дополнительного образования детей в области культуры и искусства, а именно: музыкального, художественного образования и эстетического воспитания, созданным для целенаправленного обучения детей и подростков различных видов искусств.
Также в суд представлен Устав Муниципального образовательного учреждения культуры дополнительного образования детей "Детская школа искусств села Учебного Прохладненского муниципального района" КБР, утвержденный 08.06.2010 г. В соответствии с п. 1.1. Устава муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей "Детская школа искусств села Учебного Прохладненского муниципального района" КБР является образовательным учреждением. Целью образовательной деятельности "Учреждения" является удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области музыкального, художественного образования и эстетического воспитания. "Учреждение" осуществляет следующие виды образовательной деятельности обучения детей на следующих отделениях: фортепианное, народное, эстетическое, инструментальное исполнительство (музыкальное), художественное.
В соответствии п. 1.7. Устава - основными целями "Учреждения" являются - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства в сфере музыкального искусства.
В соответствии с п. 1.8 - "Учреждение" является образовательным учреждением дополнительного образования детей в области культуры и искусства, а именно: музыкального, художественного образования и эстетического воспитания, созданным для целенаправленного обучения детей и подростков различных видов искусств.
Принимая решение, суд первой инстанции указал, что наличие в Уставе 2010 года указания на то, что школа является учреждением дополнительного образования, не служит основанием для отнесения данного учреждения к учреждениям, перечисленным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, т.е. к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).
Данный вывод представляется ошибочным, поскольку, как следует из представленных уставов учреждения, на протяжении всего периода школа осуществляла образовательную деятельность именно в сфере дополнительного образования детей и, следовательно, должна быть отнесена к учреждениям пункта 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Детская музыкальная школа, в которой осуществляла трудовую деятельность Антоненко О.Н, является учреждением дополнительного образования целью деятельности которого является реализация предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, а также дополнительных образовательных программ художественной и эстетической направленности.
Таким образом, муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей "Детская школа искусств села Учебного Прохладненского муниципального района" следует относить к учреждениям, перечисленным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781).
На основании вышеизложенного, как и для всех граждан, работающих в должностях указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" соответствующего списка и в учреждениях, предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" списка, Антоненко Ольге Николаевне, как преподавателю по классу аккордеона в учреждении МКУ ДО "ДШИ с.п. Учебного" для исчисления в педагогический стаж периода работы с 1 января 2001 года необходимо условие - наличие на 01.01.2001 г. стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет и 8 месяцев.
Поскольку по состоянию на 01.01.2001 г. педагогический стаж истца составляет 15 лет 4 месяца и 20 дней, соответственно, период работы Антоненко О.Н. с 01.01.2001 г. по 30.09.2018 г. не может быть включен в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х, изучив представленные материалы и доводы жалобы, выслушав поддержавшую жалобу представителя ответчика ФИО7, возражавших против удовлетворения жалобы истца Антоненко О.Н. и ее представителя ФИО6, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067", включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 г. засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, установлено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается.
Как следует из материалов дела, Антоненко О.Н. 1 августа 1985 года была принята преподавателем по классу аккордеона в Детскую музыкальную школу Прохладненского винзавода.
Из Постановления Главы Местной администрации Прохладненского муниципального района N 510 от 12 августа 2009 года следует, что Детская музыкальная школа города Прохладного и Винсовхоза реорганизована путем ее присоединения к Муниципальному образовательному учреждению "Детская музыкальная школа п. Учебного Прохладненского района".
Муниципальное образовательное учреждение "Детская музыкальная школа п. Учебного Прохладненского района" 8 сентября 2010 года переименована в Муниципальное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей "Детская школа искусств Учебного Прохладненского муниципального района".
Ссылку ответчика на вышеприведенные положения пункта 12 Правил, послужившие основанием для отказа в назначении пенсии, суд первой инстанции посчитал несостоятельной, поскольку учреждение, в котором работала Антоненко О.Н, стало учреждением дополнительного образования детей с 8 сентября 2010 года на основании Постановления Главы Местной администрации Прохладненского муниципального района N 517 от 08.09.2010 г, и данное учреждение присутствует в п.1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Однако, Судебная коллегия считает, что руководствуясь только наименованием учреждения, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки Уставу учреждения.
Детская музыкальная школа города Прохладного и Винсовхоза реорганизована путем ее присоединения к Муниципальному образовательному учреждению "Детская музыкальная школа п. Учебного Прохладненского района" еще 12 августа 2009 года, и из пункта 1.7 Устава которого следует, что это учреждение является образовательным учреждением дополнительного образования детей в области культуры и искусства, а именно: музыкального, художественного образования и эстетического воспитания, созданным для целенаправленного обучения детей и подростков различным видам искусств.
Соответственно, выводы суда о том, что учреждение, в котором работала Антоненко О.Н, стало учреждением дополнительного образования детей только с 8 сентября 2010 года, и на указанную дату ее специальный стаж составлял более 16 лет 8 месяцев, являются ошибочными.
Стаж более 16 лет 8 месяцев был необходим по состоянию на 01.01.2001г.
Поскольку Антоненко О.Н. фактически работала "педагогом дополнительного образования" (п.2 раздела "Наименование должностей" Списка) в "учреждении дополнительного образования детей ((внешкольном учреждении)" п.2 раздела "Наименование учреждений" Списка), и по состоянию на 01.01.2001г. ее стаж работы составлял менее 16 лет 8 месяцев, период ее работы с 01.01.2001 г. по 30.09.2018 г. не может быть включен в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Как следует из платежного поручения N135637 от 20.05.2019г. и реестра к нему, при подаче апелляционной жалобы ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР оплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, которые подлежат возмещению за счет Антоненко О.Н. в силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 7 мая 2019 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Антоненко Ольги Николаевны о возложении на Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР обязанности включить в педагогический стаж период работы с 01.01.2001 г. по 30.09.2018 г, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 18.10.2018 г. и взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 25000 руб, отказать.
Взыскать с Антоненко Ольги Николаевны в пользу Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда РФ по КБР в счет возмещения судебных расходов 3000 рублей.
Председательствующий А.А. Макоев
судьи З.Т. Тхагалегов
Р.Х. Шомахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.