Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием представителя административного истца Ишакова И.В, представителя административного ответчика Николаевой Ю.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 12 апреля 2019 года по делу по административному иску АК "АЛРОСА" (ПАО) к Государственной инспекции труда в РС (Я) о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в РС (Я) N 6-573- 18-ПВ/129/15/2 от 23 марта 2018 года и взыскании судебных расходов, которым
постановлено:
Отказать в удовлетворении исковых требований административного истца АК "АЛРОСА" (ПАО) к административному ответчику Государственной инспекции труда в РС (Я) о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в РС (Я) N N... от 23 марта 2018 года и взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия
установила:
АК "АЛРОСА" (ПАО) обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что Государственной инспекцией труда в РС (Я) была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в отношении Айхальского ГОКа АК "АЛРОСА" (ПАО), по результатам которой 23 марта 2018 года было вынесено предписание о проведении в срок до 23 мая 2018 года внеплановой специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) машиниста экскаватора ФИО13 занятого полный рабочий день в карьере глубиной свыше 150 метров. Считают данное предписание противоречащим пункту 6 ст.17 Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Ссылаются на акт о несчастном случае на производстве от 26.04.2017 г. N 2/17, согласно которому причинами несчастного случая, произошедшего с ФИО12, стали личная неосторожность пострадавшего и несовершенство технологического процесса, выразившееся в отсутствии своевременной корректировки технологической карты на производстве ремонтных работ экскаватора, а не воздействие вредного или опасного производственного фактора.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец.
В апелляционной жалобе представитель просит решение суда отменить по основанию неправильного применения норм материального права. Настаивает на своих доводах об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 1 ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Государственной инспекцией труда в РС (Я) на основании распоряжения от 05 марта 2018 года N N... проведена внеплановая документарная проверка в отношении юридического лица - АК "АЛРОСА" (ПАО). По результатам данной проверки были выявлены нарушения трудового законодательства Российской Федерации, в частности, ст.ст.22, 212 ТК РФ и п.2 ст.4 и пп.6 ч.1 ст.17 Федерального закона "О специальной оценке условий труда". Предписанием N N... от 23 марта 2018 года на АК "АЛРОСА" возложена обязанность провести внеплановую оценку условий труда на рабочем месте машиниста экскаватора, занятым полный рабочий день в карьере глубиной свыше...
Основанием для вынесения данного предписания послужил факт несчастного случая с машинистом экскаватора Борисовым Д.Ф.
Так, 22 апреля 2017 года в 22 часа 30 минут в горном участке карьера "Юбилейный" Айхальского ГОКа АК "АЛРОСА" (ПАО) произошел несчастный случай с работником ФИО10 Согласно акта N 2/17 от 26 апреля 2017 года ФИО11. в ходе ремонтных работ по замене трака внутренней гусеничной ленты правой ходовой тележки экскаватора ЭКГ-15 N 12 получил закрытый перелом внутренней лодыжки левой большеберцовой кости со смещением. По итогам расследования данный несчастный случай был признан связанным с производством. Причинами несчастного случая указаны личная неосторожность пострадавшего (код 156) и нарушение работодателем требований ст. 212 ТК РФ и п. 16 ФНиП "Правил безопасности при ведении горных работ и переработке ТПИ", выразившееся в необеспечении своевременной корректировки (внесение изменений и необходимых уточнений) технологической карты на ремонт экскаватора (код 02).
Постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) N 6-573-18-ПВ/129/15/5 от 30 марта 2018 года АК "АЛРОСА" привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте машиниста экскаватора.
Данное постановление решением Мирнинского районного суда РС (Я) от 23 апреля 2018 года и решением судьи Верховного Суда РС (Я) от 10 июля 2018 года оставлено без изменения.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Руководствуясь данной нормой закона, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт нарушения работодателем норм трудового законодательства подтверждается собранными по делу доказательствами, соответственно обжалуемое предписание является обоснованным и законным.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, законными и обоснованными.
В силу пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N ФЗ-426 "О специальной оценке условий труда" внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Согласно статье 209 ТК РФ условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
В ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности груда приведена классификация опасных и вредных производственных факторов, которые подразделяются по природе действия на физические, химические, биологические, психофизиологические.
К опасным физическим производственным факторам относятся движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы и другие.
Так, в карте специальной оценки условий труда машиниста экскаватора N82 указаны такие факторы производственной среды и трудового процесса, как химические, шум, вибрация, тяжесть и напряженность трудового процесса (л.д.23).
При данных обстоятельствах у государственного инспектора труда имелись законные основания для внесения предписания об устранении работодателем нарушений трудового законодательства, в частности, пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N ФЗ-426 "О специальной оценке условий труда".
Доводы апелляционной жалобы опровергаются выводами суда, основанными на полностью и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, в силу этого они не могут повлечь отмену судом апелляционной инстанции решения суда. Доводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и подлежат отклонению по основаниям, изложенным выше.
Нормы материального и процессуального права судом применены правильно. В этой связи решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мирнинского районного суда РС(Я) от 12 апреля 2019 года по делу по административному иску АК "АЛРОСА" (ПАО) к Государственной инспекции труда в РС (Я) о признании незаконным и отмене предписания оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи С.Н. Сыренова
М.М. Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.