Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Юдиной М.Д,
с участием административного истца Слабоспицкого А.И, представителя Окружной администрации г.Якутска Назаренко Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Якутского городского суда от 04 апреля 2019 года по делу по административному иску Слабоспицкого А.И. к Окружной администрации г.Якутска, МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "г.Якутск" о признании незаконным бездействия, которым
постановлено:
Признать незаконным бездействие Окружной администрации г.Якутска по рассмотрению заявления о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:... аварийным и непригодным для проживания.
Обязать Окружную администрацию г.Якутска рассмотреть заявление о признании жилого дома, расположенного по адресу:.., аварийным и непригодным для проживания в установленном законом порядке.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Слабоспицкий А.И. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Окружной администрации г.Якутска. Требования мотивировал тем, что является собственником жилого помещения по адресу:... В октябре 2017г. обратился с заявлением о проведении обследования дома на предмет пригодности для проживания. Письмом МКУ "Департамент жилищных отношений" от 08 ноября 2017г. указано о том, что жилой дом будет включен в план работы межведомственной комиссии после предоставления необходимых документов, в том числе, заключения специализированной организации. При этом межведомственной комиссией обследование не проведено, ответчиком заседание межведомственной комиссии для оценки пригодности (непригодности) дома для проживания не инициировано. При обращении других собственников с аналогичным заявлением также последовал отказ. Заявитель считает незаконным бездействие ответчика по непринятию мер по обследованию дома на пригодность проживания в нем согласно требованиям закона. Просил признать незаконным бездействие Окружной администрацию г.Якутска и обязать провести обследование помещения по адресу:... и многоквартирного жилого дома на предмет пригодности (непригодности) для проживания в порядке, установленном законом.
Судом принято вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Указывает, что факт бездействия отсутствует, в установленный срок заявителю ответ направлен. Слабоспицкий А.И. и собственники спорного дома повторно с приложением необходимых документов в орган местного самоуправления не обращались. Также не согласен с выводом суда о том, что ответ на заявление подготовлен неуполномоченным лицом, поскольку истец с заявлением обращался на имя главы города, в связи с чем ответ дан соответствующим подразделением органа местного самоуправления. Кроме того, истцу были предложены варианты предоставления другого жилого помещения, от которых он отказался.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии со ст.ст.15, 32 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном порядке.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006г. N 47 "Об утверждении Положения: о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).
Согласно этому Положению жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном порядке при наличии соответствующих оснований и по результатам соответствующей оценки и обследования специально созданной межведомственной комиссией соответственно жилого помещения или многоквартирного жилого дома.
В силу п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п.47 настоящего Положения.
Судом установлено, что административный истец является собственником жилого помещения адресу:.., общей площадью 18,9 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Из справки Главного бюро МСЭ по РС(Я) следует, что Слабоспицкий А.И. является инвалидом 2 группы бессрочно.
10 октября 2017г. истец обратился в Окружную администрацию г.Якутска с заявлением о нарушении своих жилищных права, о переселении или предоставлении временного жилья, ссылаясь на аварийное состояние жилого дома.
Письмом МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "г.Якутск" от 08 ноября 2017г. отказано в связи с тем, что данный дом в установленном законом порядке аварийным не признан, в программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен. При этом истцу предложено обратиться в Межведомственную комиссию с приложением полного пакета необходимых документов.
Также письмом МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "г.Якутск" от 14 ноября 2017г. на обращение жильцов вышеуказанного дома в Межведомственную комиссию с приложением заключения и акта осмотра Управления государственного строительного и жилищного надзора РС(Я) о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу предложено обратиться с приложением полного пакета необходимых документов.
Административным ответчиком суду представлено заключение Межведомственной комиссии от 16 ноября 2018г. о признании квартиры истца непригодным для проживания. Но данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии бездействия по рассмотрению заявления административного истца, поскольку заявителем ставился вопрос о проведении обследования на предмет пригодности (непригодности) для проживания в отношении многоквартирного дома, а не отдельной квартиры. Следует иметь в виду, что решение межведомственной комиссии по дому в целом непосредственно затрагивает права и интересы истца, поскольку он является собственником жилого помещения, а не нанимателем, имеющим право на выкупную стоимость в случае переселения вследствие аварийности и непригодности жилого дома.
До настоящего времени какое-либо решение, в порядке, предусмотренном Положением, межведомственной комиссией по указанному дому не принято.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о незаконном бездействии администрации города в виде непринятия мер по организации проведения обследования спорного дома.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку законодателем не предусмотрено иного порядка обследования жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживании. При этом действующее законодательство не предусматривает какие-либо условия или действия со стороны нанимателей, собственников жилых помещений для обращения в орган местного самоуправления с указанным требованием.
Таким образом, обращение истца должно было быть разрешено по существу, а потому суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию обязанность устранить допущенные нарушения прав Слабоспицкого А.И.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда обоснованны и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.
Довод жалобы о том, что на обращение заявителя администрацией своевременно дан ответ по существу, подлежит отклонению. Судебная коллегия не может признать ответ на обращения Слабоспицкого А.И. соответствующими требованиям п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку по существу заявление истца не разрешено межведомственной комиссией, в чьей исключительной компетенции находится принятие решения о признании жилого дома аварийным, непригодным для проживания.
Приведенные в жалобе доводы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не являлись предметом судебной проверки или опровергали выводы судебного решения, в целом сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 04 апреля 2019 года по делу по административному иску Слабоспицкого А.И. к Окружной администрации г.Якутска, МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "г.Якутск" о признании незаконным бездействия оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.