Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Дьяконовой З.С.
при секретаре Юдиной М.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года, которым по делу по административному исковому заявлению Степановой М.Р. к ОА г. Якутска о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности внести изменения в акт и в заключение
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения представителя истца Степановой М.Р. - Слепцова А.Н, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Степанова М.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными п.1.3. распоряжения главы администрации ОА г Якутска "Об утверждении заключений Межведомственной комиссии городского округа "город Якутск" по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" от 16.02.2017 N... ; обязать ОА г. Якутска внести изменение и дополнение в акт N... от 31.01.2017 и в заключение N... от 31.01.2017 межведомственной комиссии ОА г. Якутска, указав, что многоквартирный дом по адресу:... признан аварийным и подлежащим сносу с момента проведения первого обследования с 17.06.2016.
В обоснование ссылалась на то, что дом истца не включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда, поскольку он признан аварийным после 01.01.2017. Между тем, обследование дома было проведено 17.06.2016, но аварийность дома межведомственной комиссией ОА г. Якутска не была установлена. Решением суда, вступившим в законную силу, заключение межведомственной комиссии ОА г.Якутска от 17.06.2016, п.1.2, п.2.1 (в части п.1.2) и распоряжение главы администрации ОА г.Якутска от 28.07.2016 в отношении дома, расположенного по адресу:.., признаны незаконными, на межведомственную комиссию ОА г.Якутска возложена обязанность в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос по техническому состоянию спорного жилого дома. Только при новом обследовании межведомственная комиссия признала дом аварийным и подлежащим сносу. Истец считает, что дом должны были признать аварийным и подлежащим сносу в июне 2016 года, при первоначальном обследовании, в связи с чем предъявляет вышеприведенные требования.
15.04.2019 судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный истец.
В апелляционной жалобе Степанова М.Р. просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что дом является аварийным с 2001 г, однако аварийность официально не была установлена из-за бездействия ОА г. Якутска. По коллективному обращению жильцов обследование дома на предмет аварийности проведено лишь 17.06.2016. Решение межведомственной комиссии о том, что спорный дом не является аварийным от 17.06.2016, признано судом незаконным. В 2017 г. проведено обследование и дом признан аварийным. Настаивает на своей позиции о том, что аварийность дома должна была быть установлена с даты первого обследования.
В судебное заседание представитель ОА г. Якутска не явился, ответчик извещен о месте и времени рассмотрения дела.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72, а также частям 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7).
Пунктом 49 Положения установлено, что на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции от 28.11.2018 N 436-ФЗ) аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) 27 марта 2019г. N50 утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы". Согласно указанной программе в его реализации принимают участие муниципальные образования Республики Саха (Якутия), на территории которых есть многоквартирные дома, признанные с 1 января 2012г. до 01 января 2017 г.
Из материалов дела следует, что 17.06.2016 межведомственной комиссией ГО "Город Якутск" по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу проведено обследование данного дома по адресу:... По результатам обследования принято заключение N... о выявлении оснований для признания многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту. Межведомственная комиссия посчитала возможным и целесообразным проведение капитального ремонта.
Распоряжением главы ОА г. Якутска от 28.07.2016 N... жилой дом по адресу:... (п.1.2) признан пригодным для постоянного проживания; необходимо проведение в нем капитального ремонта (п.2.1).
14.10.2016 решением Якутского городского суда заключение межведомственной комиссии ОА г. Якутска N... от 17.06.2016, п.1.2, п.2.1 (в части п.1.2) распоряжения главы ОА г. Якутска от 28.07.2016 N.., в отношении дома, расположенного по адресу:.., признаны незаконными. На ОА г. Якутска возложена обязанность отменить заключение межведомственной комиссии ОА г. Якутска N... от 17.06.2016; п.1.2, п.2.1 (в части п.1.2) Распоряжения главы администрации ОА г. Якутска от 28.07. 2016 N... в отношении дома, расположенного по адресу:...
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РС(Я) от 05.12.2016 указанное решение оставлено без изменения, но на межведомственную комиссию ОА г. Якутска возложена обязанность в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос по техническому состоянию жилого дома, расположенного по адресу:...
31.01.2017 проведено обследования многоквартирного дома, о чем составлен акт N... Заключением межведомственной комиссии от 31.01.2017 N... многоквартирный жилой дом по адресу:... признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением ОА г. Якутска от 16.02.2017 N... р утверждены акт и заключение межведомственной комиссии от 31.01.2017, в том числе дома по адресу:... Дом признан аварийным и подлежащим сносу со сроком сноса и отселения в 2022 году.
Степанова М.Р, не согласившись с актом и заключением межведомственной комиссии, утвержденных распоряжением главы администрации ОА г Якутска, обратилась в суд.
Разрешая административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности исковых требований, поскольку дом признан аварийным 31 января 2017 года и оснований для изменения указанной даты на другую, не имеется.
Судебная коллегия находит такие выводы суда законными и обоснованными.
Из приведенных выше ном жилищного законодательства, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в соответствующем Положении требованиям.
Таким образом, только межведомственная комиссия может признать дом аварийным и подлежащим сносу. В связи с указанным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РС(Я) от 05.12.2016 на межведомственную комиссию ОА г. Якутска была возложена обязанность в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос по техническому состоянию жилого дома, расположенного по адресу:... При этом суд не предопределял решение межведомственной комиссии и не указывал, что дом является аварийным и (или) необходимо признать его аварийным. То обстоятельство, что заключение комиссии от 17 июня 2016 года о необходимости и возможности капитального ремонта спорного дома было признано незаконным, никоим образом не означало, что дом является аварийным или что его следует признать аварийным. Только межведомственная комиссия на основании соответствующего обследования дома могла установить, является ли дом аварийным.
Повторно обследовав дом, межведомственная комиссия пришла к выводу, что дом аварийный и подлежит сносу. Дом обследован 31 января 2017 года, заключение вынесено 31 января 2017 года и оснований для изменения указанной даты на какую-либо другую, не имеется.
Таким образом, не имеется оснований для внесения изменений и дополнений в акт и заключение межведомственной комиссии ОА г. Якутска от 31.01.2017 в части признания многоквартирного дома по адресу:... аварийным и подлежащим сносу, а также признания незаконным п.1.3. распоряжения главы администрации ОА г. Якутска.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для дела либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Степановой М.Р. к ОА г. Якутска о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности внести изменения в акт и в заключение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи М.М. Оконешникова
З.С. Дьяконова
Судья Смирникова В.Г. Дело N 33а-2112/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г. Якутск 19 июня 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В, судей Оконешниковой М.М, Дьяконовой З.С.
при секретаре Юдиной М.Д,
с участием представителя административного истца Степановой М.Р. - Слепцова А.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Степановой М.Р. к ОА г. Якутска о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности внести изменения в акт и в заключение.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2019 года по делу по административному исковому заявлению Степановой М.Р. к ОА г. Якутска о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности внести изменения в акт и в заключение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи М.М. Оконешникова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.