Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Юдиной М.Д,
с участием представителя административного истца Горохова А.А, представителя Окружной администрации г.Якутска Кривошапкина Е.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда от 22 апреля 2019 года по делу по административному иску Сушкиной М.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска об оспаривании решения, которым
постановлено:
Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска от 18 января 2019г. N239-ДИЗО/19.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска произвести действия по предварительному согласованию предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу:... Сушкиной М.Н. с условием формирования земельного участка в границах, рекомендуемых органом местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сушкина М.Н. обратилась в суд с административным иском к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. Требования мотивировала тем, что при обращении в Окружную администрацию г.Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу:... в аренду для ведения огородничества, письмом от 18 января 2019г. рекомендовано подготовить новую схему по рекомендуемым ответчиком границам. Указывает, что ранее был рассмотрен иск к Окружной администрации г.Якутска, которым отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка признан незаконным с возложением обязанности повторно рассмотреть заявление истца. Считает, отказ незаконным, так как ответчик не вправе требовать предоставления иной схемы расположения земельного участка, иных оснований не указано. При этом каких-либо ограничений для использования земельного участка в запрашиваемых границах не имеется, а потому орган местного самоуправления безосновательно отказал в заявлении. Просила суд признать отказ незаконным и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен административный ответчик.
В апелляционной жалобе просит отменить решение ввиду ошибочности выводов суда. Настаивает на правомерности своего решения, указывая о том, что заявитель вправе повторно обратиться по интересующей ее услуге. Считает, что суд вышел за пределы своих полномочий и вмешался в сферу исключительной компетенции органа местного самоуправления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован ст.39.15 ЗК РФ.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в п.8 ст.39.15 ЗК РФ.
Пунктом 8 ст.39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст.39.16 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Якутского городского суда от 22 октября 2018г. признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска от 20 апреля 2018г. в предварительном согласовании предоставления Сушкиной М.Н. земельного участка по адресу:... для ведения огородничества, суд обязал ответчика повторно рассмотреть заявление истца в соответствии с требованиями закона.
При повторном обращении административного истца письмом от 18 января 2019г. Департамент имущественных и земельных и отношений Окружной администрации г.Якутска отказал в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка, рекомендовав обратиться с указанным заявлением с приложением схемы расположения данного участка с учетом рекомендуемых Управлением архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г.Якутска границ участка.
Разрешая спор, суд первой инстанции признал отказ муниципального органа незаконным, ссылаясь на отсутствие установленных законом оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. При этом указал, что необходимость и возможность утверждения схемы расположения испрашиваемого участка в иных границах, основанием для отказа в предварительном согласовании не является, поскольку уполномоченный орган вправе предложить иной вариант схемы расположения формируемого земельного участка, что им не сделано.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пп.4 п.13 ст.39.15 ЗК РФ в случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается в качестве условия предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уточнение его границ.
В соответствии со ст.7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", описание местоположения границ земельного участка относится к числу обязательных сведений, подлежащих отражению в государственном кадастре недвижимости.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина, либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В данном случае орган местного самоуправления должен был, в соответствии со ст.7 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предложить заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В рамках настоящего спора установлено, что проект межевания территории, в границах которого просит образовать земельный участок истец, не утвержден.
Отсутствие проекта межевания территории не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.39. 14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Поскольку проект межевания территории, на которой просит истец образовать земельный участок, не утвержден, истец представила свою схему расположения земельного участка, что соответствует требованиям закона.
В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводами ответчика о наличии препятствий для предварительного согласования предоставления земельного участка в отношении административного истца.
Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда.
Доводы жалобы о том, что суд вышел за пределы своих полномочий и вмешался в сферу исключительной компетенции органа местного самоуправления, возложив обязанность предварительно согласовать предоставление земельного участка истцу, нельзя признать обоснованными. Возложение на ответчика обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка в данном случае не является ограничением права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Поскольку отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка признан судом незаконным, восстановление прав истца, нарушенных таким отказом, может быть осуществлено только путем возложения обязанности на ответчика предварительно согласовать предоставление истцу земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 22 апреля 2019 года по делу по административному иску Сушкиной М.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска об оспаривании решения оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.