ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск 07 июня 2019 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Яковлевой Н.А.
с участием прокурора Алексеевой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеевой А.Е, поданного в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 2.6.3, 2.6.4, 2.6.5, 2.7, 5.1, 5.7.1, 5.8, 5.13 Административного регламента "Прием заявлений и организация предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме", утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2017 года N444-п,
УСТАНОВИЛ:
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2017 года N444-п утвержден Административный регламент "Прием заявлений и организация предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.6.3 Административного регламента предусмотрено предоставление документов, содержащих сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту регистрации.
Пунктом 2.6.4 Административного регламента предусмотрено предоставление документа о трудовой деятельности, подтверждающего, что гражданин является неработающим.
Пунктом 2.6.5 Административного регламента предусмотрена необходимость предоставления заявителем копий документов, подтверждающих фактические расходы на уплату взносов на капитальный ремонт за последние 12 месяцев.
Пунктом 2.7. Административного регламента установлено, что при предоставлении государственной услуги не допускается требовать от заявителя предоставления отдельных документов и информации, осуществления определенных действий.
Пунктом 5.1 Административного регламента определены случаи, при наличии которых заявитель может обратиться с жалобой.
Пунктом 5.7.1 Административного регламента установлены требования к содержанию жалобы.
Пункт 5.8 Административного регламента не содержит сроков рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) многофункционального центра, организаций, привлекаемых для оказания государственных услуг, и их работников.
Пунктом 5.13 Административного регламента предусмотрено, что в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Полагая, что данные положения Административного регламента не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеева А.Е. обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 2.6.3, 2.6.4, 2.6.5, 2.7, 5.1, 5.7.1, 5.8, 5.13 Административного регламента "Прием заявлений и организация предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме", утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2017 года N444-п.
В судебном заседании заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеева А.Е. поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Емельянова М.Н, действующая на основании доверенности от _______ года N N... в судебном заседании признала административные исковые требования прокурора и пояснила, что во исполнение представления прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2018 года об устранении нарушений федерального законодательства в сфере нормативно-правового регулирования правоотношений по оказанию государственных услуг и предоставления субсидий Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) разработан проект приказа о признании утратившим силу оспариваемого Административного регламента и направлен на государственную регистрацию в Департамент по государственно-правовым вопросам Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, установленным Законом Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 года 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)" определяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2016 года N 307 "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Саха (Якутия)".
Согласно пункта 3.2. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2016 года N 307 к заявлению о предоставлении компенсации прилагаются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
б) копия правоустанавливающего документа на жилое помещение, подтверждающего право собственности гражданина. Если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним - документ предоставляется лично;
в) копия документа, содержащего сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его регистрации;
г) копия документа о трудовой деятельности, подтверждающего, что гражданин является неработающим (при наличии);
д) копия документа с указанием реквизитов счета гражданина, открытого в кредитной организации (в случае, если гражданином выбран способ осуществления выплаты через кредитные организации);
е) копия квитанции за последний месяц уплаты взноса (при наличии);
ж) согласие на обработку персональных данных членов семьи заявителя.
Копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предоставлением подлинника.
Заявители вправе представить документы, предусмотренные подпунктами "б", "в" и "е" настоящего пункта, по собственной инициативе.
В случае, если заявители не представили документы, указанные в подпунктах "б", "в" и "е" настоящего пункта, по собственной инициативе, уполномоченная организация запрашивает их в установленном законодательством порядке посредством межведомственного информационного запроса, в том числе в электронной форме.
Вместе с тем, пунктом 2.6.3 Административного регламента на граждан возлагается обязанность предоставления копии документов, содержащих сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по мету регистрации.
Пунктом 2.6.4 Административного регламента предусмотрено предоставление документа о трудовой деятельности, подтверждающего, что гражданин является неработающим.
Пунктом 2.6.5 Административного регламента предусмотрена необходимость предоставления заявителем копий документов, подтверждающих фактические расходы на уплату взносов на капитальный ремонт за последние 12 месяцев, что противоречит подпункту "е" пункта 3.2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2016 года N 307, которым предусмотрено право гражданина по собственной инициативе предоставить копии квитанции за последний месяц уплаты взноса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением услуг.
Таким образом, положения пунктов 2.6.3, 2.6.4, 2.6.5 Административного регламента, в той части, в которой предусматривают предоставлением заявителем документов, не предусмотренных нормативным правовым актом, регулирующим соответствующие отношения, противоречат пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.
В нарушение названных требований федерального законодательства пункт 2.7 Административного регламента, устанавливая недопустимость требовать от заявителя предоставления отдельных документов и информации, осуществления определенных действий, в числе запретов не предусмотрена недопустимость требования от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, предоставления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги.
Пунктом 5.1 Административного регламента определены случаи, при наличии которых заявитель может обратиться с жалобой. Данная норма противоречит статье 11.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в силу которой заявителями также могут быть обжалованы нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги; приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в оспариваемом Административном регламенте не урегулированы особенности подачи жалобы на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, работника многофункционального центра.
В нарушение требований части 5 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в пункте 5.7.1 Административного регламента, устанавливающей требования к содержанию жалоб, не урегулированы особенности содержания жалоб при подаче их на решения и действия (бездействие) многофункциональных центров и их работников, а также организаций, привлекаемых МФЦ для оказания государственных услуг, и их работников.
Пункт 5.8 Административного регламента в нарушение части 6 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не содержит сроков рассмотрения жалоба на решения, действия (бездействие) многофункционального центра, организаций, привлекаемых для оказания государственных услуг, и их работников.
Пунктом 5.13 Административного регламента предусмотрено, что в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Вместе с тем, федеральным законодателем в части 9 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Частичное воспроизведение в региональном акте норм большей юридической силы приводит к установлению иного правового регулирования, что является недопустимым.
Таким образом, неполнота регулирования в пунктах 5.1, 5.7.1, 5.8, 5.13 Административного регламента влечет противоречие данных пунктов соответствующим нормам Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в указанной выше части должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемая норма применялась, следует признать ее недействующей с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеевой А.Е, поданного в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Административного регламента "Прием заявлений и организация предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартином доме", утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2017 года N444-п, удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункты 2.6.3, 2.6.4, 2.6.5, 2.7, 5.1, 5.7.1, 5.8, 5.13 Административного регламента "Прием заявлений и организация предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме", утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2017 года N444-п.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2019 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.