Судья Верховного суда Республики Саха (Якутия) Сыренова С.Н. рассмотрев жалобу Вр.и.о. Главы АМО ГП "Поселок Белая Гора" Слепцовой М.А.,
на постановление Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации муниципального образования ГП "Поселок Белая Гора",
установил:
Постановлением Усть-Янского районного суда РС(Я) от 21.03.2019 администрация муниципального образования ГП "Поселок Белая Гора" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением суда, вр.и.о. Главы АМО ГП "Поселок Белая Гора" Слепцова М.А, обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке ст.30.9 КоАП РФ, ссылаясь при этом, что администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Министерства экологии, природопользования РС(Я) Дьячковскую А.А, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1, 1.1 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу п. п. 2, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе, являются поступившие из государственных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении послужил факт обнаружения факта захламления и образования несанкционированной свалки, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Как видно из материалов дела, судья в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме проверил законность и обоснованность постановления должностного лица.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Положению о правилах благоустройства территории населенного пункта п. Белая Гора, Абыйского улуса РС(Я), приложение к решению Поселковому Совету Депутатов МО ГП "Поселок Белая Гора" от 30.12.2015 N... администрация п. Белая Гора Абыйского района обеспечивает организацию санитарной уборки и мероприятий по охране окружающей среды на территории поселения, ликвидацию несанкционированных свалок.
Обстоятельства, на которых суд основал свои выводы, приведенные в судебном постановлении, доказательства и их оценка, являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности администрации муниципального образования ГП "Поселок Белая Гора".
Факт нарушения сбора, накопления, хранения отходов производства и потребления подтверждается собранными по делу доказательствами, исследованными судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Доводы жалобы о том, что администрация не является субъектом административного правонарушения, обоснованными признать нельзя, так как администрация наделена полномочиями, осуществляющими функции по решению вопроса контроля по предотвращению образования и ликвидации несанкционированных свалок на подведомственной территории.
Факт наличия несанкционированной свалки на территории городского поселения свидетельствует о ненадлежащем исполнении указанных выше обязанностей.
Указание в жалобе на то, что органы муниципального образования обязаны лишь принимать участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, не свидетельствует о наличие оснований для отмены решения суда первой инстанции. Использование формулировки "участие" не может быть сведено к формальному участию в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования со стороны последних на существующие несанкционированные свалки. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Как следует из материалов административного дела, администрация МО ГП " Поселок Белая Гора" достоверно зная в течение длительного времени о несанкционированной свалке действенных мер к организации деятельности по сбору отходов, препятствующей их несанкционированному размещению, не приняла.
Вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
При таких обстоятельствах, действия администрации МО ГП "п. Белая Гора" были правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ и обоснованно привлечена к административной ответственности.
Каких-либо нарушений закона, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
определил:
Постановление Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица - администрации муниципального образования ГП "Поселок Белая Гора" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) С.Н. Сыренова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.