Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Сыренова С.Н., рассмотрев жалобу Березкина К.И. на постановление судьи Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 01 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Березкина К.И.,
установил:
31.03.2019 УУП ТПП ОМВД России по Мегино-Кангаласскому району М. в отношении Березкина К.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Постановлением судьи Мегино-Кангаласского районного суда РС (Я) от 01.04.2019 Березкин К.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного ареста сроком на 3 суток. Срок исчислен с _______ 02 час. 43 мин.
Не согласившись с постановлением суда, Березкин К.И. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Я) с жалобой, просил отменить постановление суда и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В его действиях отсутствует состав административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении событие правонарушения должным образом не описано, не указано в чем выразилось неповиновение. Протокол от 31.03.2019 не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Привлекаемое лицо о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. 18.04.2019 направил ходатайство об отложении рассмотрения дела до 28.05.2019. В удовлетворении ходатайства определением суда от 19.04.2019 было отказано.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав УУП ОМВД России по Мегино-Кангаласскому району М, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ административным правонарушением признается неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право требовать от граждан прекращения противоправных действий.
Частями 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 31.03.2019 Березкин К.И. 30.03.2019 в 23 часа 30 минут, находясь в здании МКУК МФКК в.., оказал неповиновение законному требованию, распоряжению сотрудников полиции, а именно на замечание и предложение устранить правонарушение на месте отреагировал грубо, начал выражаться нецензурной бранью, спровоцировал драку, размахивал кулаком, хватался за форменную одежду и угрожал сотруднику полиции увольнением. На неоднократные предупреждения законным требованиям сотрудника полиции о прекращении неповиновения, предупреждения о возможности применения физической силы - не реагировал.
Березкин К.И. был задержан 31.03.2019 в 02 час. 43 мин, о чем составлен протокол о задержании N...
Суд, признавая виновным в совершении правонарушения и назначая наказание, указал, что вина Березкина К.И. подтверждается совокупностью доказательств по делу: протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции, объяснением А, другими материалами дела.
Однако в нарушение требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях событие административного правонарушения в протоколе надлежащим образом не описано.
При описании события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении указаны лишь общие формулировки, воспроизводящие диспозицию части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (оказал неповиновение законному требованию, распоряжению сотрудников полиции, а именно на замечание и предложение устранить правонарушение на месте отреагировал грубо... ). В протоколе не указаны конкретные обстоятельства, при которых обвиняемый гражданин оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции, в том числе не указаны, какое именно законное требование было предъявлено сотрудником полиции, которому обвиняемый гражданин не повиновался, и какие конкретно обвиняемым гражданином совершены действия, квалифицированные как неповиновение законному требованию сотрудника полиции.
Между тем протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние обвиняемого лица и формулируется обвинение, и в соответствии требованиями части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обвиняемому лицу предоставляется возможность ознакомления с протоколом, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о событии административного правонарушения (ненадлежащее описание события административного правонарушения) приводит к нарушению права обвиняемого лица на защиту, лишает его возможности объективно возражать и представлять доказательства по существу предъявленного ему обвинения, что недопустимо.
В данном случае событие административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не указано, протокол не отвечает требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к содержанию протокола, и имеет существенный недостаток.
При подготовке дела к рассмотрению судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо было вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол. При рассмотрении дела такая возможность была утрачена, поскольку возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела по существу. Об этом судам даны разъяснения в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Учитывая изложенное, постановление судьи в отношении Березкина К.И. не может быть признано законным и обоснованным, оно постановлено в нарушение требований КоАП РФ, и подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Поскольку порядок привлечения Березкина К.И. к ответственности был нарушен, постановление районного суда подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании, которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление судьи Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 1 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Березкина К.И. отменить, производство по делу прекратить по п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия): С.Н. Сыренова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.