Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев жалобу привлекаемого лица на постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ФКУЗ МСЧ N14 ФСИН России,
установил:
10.01.2019 государственным инспектором отдела контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Росздравнадзора по РС(Я) Е... в отношении ФКУЗ МЧС-14 ФСИН России составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Постановлением Якутского городского суда от 24.01.2019 ФКУЗ МЧС-14 ФСИН России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.19. 20 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Определением судьи от 18.04.2019 ФКУЗ МЧС-14 ФСИН России предоставлена отсрочка уплаты штрафа сроком на 1 месяц.
Не согласившись с постановлением суда, защитник привлекаемого лица обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, в которой просит изменить постановление суда в части назначения административного штрафа и снизить размер административного штрафа до 75 000 руб. В обоснование ссылается на то, что невыполнение лицензионных требований не повлекло наступление последствий, установленных частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Выводы суда об игнорировании учреждением требований законодательства РФ, пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, являются ошибочными. Учреждениям были предприняты меры для устранения нарушений. Считает, назначенное судом наказание не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания. ФКУЗ МЧС-14 ФСИН России является некоммерческим учреждением, финансируется из средств федерального бюджета, назначение штрафа в размере 150 000 руб. является обременительным. Просит также учесть, что учреждение ранее к административной ответственности не привлекалось по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, им были предприняты все необходимые меры для устранения нарушений, отягчающие ответственность обстоятельства отсутствуют, привлекаемое лицо вину признает.
В судебном заседании представитель ФКУЗ МЧС-14 ФСИН Пинигина Г.П. просит жалобу удовлетворить. Для приобщения к материалам дела представила акт осмотра нежилого помещения, из которого следует, что нарушения, выявленные при проверке ТО Росздравнадзор устранены, произведена расчистка старого потолочного покрытия, проведены работы по шпаклевке, произведена покраска потолка.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав участника процесса, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о лицензировании N 1081).
Пунктом 6 Положения о лицензировании N 1081 предусмотрено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения
Согласно подп. "з" п. 5 названного Положения к числу грубых нарушений лицензионных требований относится несоблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N706н утверждены Правила хранения лекарственных средств, пунктом 6 которых установлено, что отделка помещений для хранения лекарственных средств (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФКУЗ МЧС-14 ФСИН России осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N... от 18.10.2017, предоставленной ТО Росздравнадзора по РС(Я), и осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии N... от 27.06.2014, предоставленной ТО Росздравнадзора по РС(Я).
Для обеспечения медицинской и фармацевтической деятельности ФКУЗ МЧС-14 ФСИН России закупает лекарственные средства, осуществляет их хранение, применение, приобретение и является субъектом обращения лекарственных средств.
На основании приказа вр.и.о. руководителя ТО Росздравнадзора по РС(Я) от 26.11.2018 в отношении ФКУЗ МЧС-14 ФСИН России в период с 29.11.2018 по 26.12.2018 проведена плановая выездная проверка. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пп. "3" п. 5 Положение о лицензировании N 1081 и п. 6 Правил хранения лекарственных средств, а именно: материальная комната аптеки по адресу:... - (внутренняя поверхность потолка) не допускает возможность проведения влажной уборки. Требуется косметический ремонт данного помещения.
В связи с выявлением нарушений обязательных требований, предусмотренных действующим законодательством, 10.01.2019 в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Выявленные нарушения и вина привлекаемого лица в совершении правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, выводы судьи городского суда о виновности ФКУЗ МЧС-14 ФСИН России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, обоснованы и мотивированы.
Являются несостоятельными доводы жалобы о том, что объективная сторона вменяемого правонарушения не установлена, невыполнение лицензионных требований не повлекло наступление последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В данном случае лицензиатом допущено нарушение правил хранения лекарственных средств для медицинского применения, что в соответствии с п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности относит к грубым нарушениям. При этом ненаступление вредных последствий, правового значения для квалификации действий юридического лица не имеет.
Вместе с тем, следуя требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, постановление судьи городского суда полагаю подлежащим изменению в части размера наказания.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что отягчающие вину Учреждения обстоятельства не установлены; правонарушение негативных последствий не повлекло, привлекаемым лицом приняты меры для устранения нарушения - на ремонт помещений ФКУЗ МСЧ-14 ФСИН России в первом полугодии 2019 г. предусмотрено финансирование, приказом от 30.01.2019 временно, на 30 суток, приостановлена работа кабинета N... ФКУЗ МСЧ-14 ФСИН России с целью устранения нарушений Положения о лицензировании фармацевтической деятельности. На момент рассмотрения дела в Верховном Суде РС(Я) нарушения устранены, произведены ремонтные работы в нежилом помещении, в котором хранятся лекарственные средства.
Таким образом, имеются обстоятельства, позволяющие суду с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины Учреждения и его финансового положения назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Указанные обстоятельства корреспондируют с правовой позицией Постановления Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П.
С учетом приведенных данных, конкретных обстоятельств дела размер назначенного организации наказания подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера, что составляет 75 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ФКУЗ МСЧ N14 ФСИН России изменить.
Снизить размер административного штрафа, назначенного ФКУЗ МСЧ N14 ФСИН России до 75 000,00 (семьдесят пять тысяч) рублей.
В остальной части постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 января 2019 года оставить без изменения.
Судья Верховного Суда РС(Я) З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.