Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АК "АЛРОСА" (ПАО) Кузаковой И.В. на постановление Ленского районного суда РС (Я) от 14 января 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.38 КоАП РФ, в отношении акционерной компании "АЛРОСА" (публичное акционерное общество), которым
постановлено:
Юридическое лицо Акционерную компанию "АЛРОСА" (ПАО) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения представителей АК" АЛРОСА" (ПАО) Плахотина М.В, действующего на основании доверенности от _______ г. N N.., Милосердова А.Е, действующего на основании доверенности от 04.12.2018 г. N 337, Анисимову П.С, действующую на основании доверенности от _______ г. N N.., представителя Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству А.Н., действующего на основании доверенности от _______ г. N N.., суд
УСТАНОВИЛ:
29 октября 2018 года старшим инспектором Западного межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству А.М. в отношении АК "АЛРОСА" (ПАО) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.38 КоАП РФ в связи с тем, что в результате прорыва дамб дражных котлованов месторождения Иреляхская россыпь нанесено негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, выражающееся в ухудшении мест обитания вследствие взмучивания вод и гибелью биоресурсов (зоопланктона и зообентоса) выбросом производственных и сточных вод в реки Ирелях, Малая Ботуобия (р.Оччугуй Ботуобия), Вилюй.
14 января 2019 г. Ленским районным судом РС(Я) вынесено вышеуказанное постановление, с которым не согласился представитель АК "АЛРОСА" (ПАО) Кузакова И.В, обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке статей 30.1, 30.2 КоАП РФ, в которой просит отменить его, прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы ссылается на процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом при производстве по делу, также неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, заявитель полагает, что в результате административного расследования не было установлено наличие связи между прорывом дамб дражных котлованов компании и гибелью кормовых организмов, не приняты во внимание исчерпывающие меры, принятые компанией для предотвращения выброса и соблюдения законодательства. Кроме того, не принято во внимание, что объем выпавших осадков не был прогнозируемым, при этом компания не была уведомлена надлежащим образом о дождевом паводке. Также считает, что дело рассмотрено неуполномоченным должностным лицом. Не принято во внимание отсутствие подписи эксперта в отчете о научно-исследовательской работе по пробам воды из рек Ирелях, Малая Ботуобия (р.Оччугуй Ботуобия), Вилюй, также утверждение после окончания административного расследования и составления протокола.
В судебном заседании представители АК "АЛРОСА" (ПАО) Плахотин М.В, Милосердов А.Е. и Анисимова П.С. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просят отменить постановление Ленского районного суда РС(Я) и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству А.Н. с жалобой не согласился, полагает, что постановление суда является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей привлекаемого юридического лица, представителя административного органа, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.8.38 КоАП РФ производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, по требованию Якутской природоохранной прокуратуры в результате внеплановой выездной, документарной проверки деятельности АК "АЛРОСА" (ПАО) в период с 30 августа 2018 г. по 26 сентября 2018 г. установлено нарушение требованной законодательства Российской Федерации в области рыбоохраны.
Так, 19 августа 2018 г. вследствие поступления большого объема воды по руслу реки Ирелях, в район отработки месторождения "Иреляхская россыпь" дражным способом, в 14 часов 15 минут, через дамбу N 7 пошел неконтролируемый перелив, что привело к её размыву в 16 часов 45 минут, далее в течение часа произошел размыв дамб N 6, N 2 и N 1.
В результате поступления воды в дражные котлованы произошел прорыв их дамб, и, вода из них поступила в реку Ирелях, а затем в реку Малая Ботуобия и реку Вилюй.
В период с 03 сентября 2018 г. по 06 сентября 2018 г. с 13 различных точек указанных рек были отобраны пробы воды для проведения эколого-сырьевых исследований.
По результатам исследования отобранных проб Якутским филиалом ФГБНУ "Госрыбцентр" разработан Отчет о научно-исследовательской работе "Оценка воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, определение последствий этого воздействия, расчет размера вреда водным биологическим ресурсам от осуществления причиненной деятельности, разработка мероприятий по компенсации причиненного вреда по теме: Загрязнение рек Ирелях, Оччогуй Ботуобия, Вилюй в результате прорыва дамб дражных котлованов месторождения Иреляхская россыпь", утвержденный 19 октября 2018 г. и.о. директора Якутского филиала ФГБНУ "Госрыбцентр" Жирковым Ф.Н.
Согласно данному отчету в результате прорыва дамб дражных котлованов месторождения "Иреляхская россыпь" нанесено негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, выражающееся в ухудшении мест обитания гидробионтов, в частности причинения им ущерба:
- реке Ирелях в размере 9 648 руб. 48 коп.;
- реке Оччогуй-Ботуобуйа (река Малая Ботуобия) в размере 167 659 руб. 41 коп.;
- реке Вилюй в размере 28 250 637 руб. 20 коп.
В связи с данными обстоятельствами должностное лицо пришел к выводу о том, что в результате прорыва дамб дражных котлованов месторождения "Иреляхская россыпь" произошел выброс производственных и сточных вод в воды выше указанных рек, что повлекло негативное воздействие на водные биологические ресурсы, что вызывало взмучивание их вод, что повлекло сокращение кормовых организмов (зоопланктона и зообентоса).
Меры, исключающие загрязнение водоемов, АК "АЛРОСА" (ПАО) не были предприняты, чем она допустила нарушение п.21 Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 (далее - Требования), абзаца 2 ст.22, абзаца 1 ст.28 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", ч.1 ст.42, ч.1 ст.61 Водного кодекса РФ, ч.1 ст.34, ч.1 ст.35 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Данное обстоятельство явилось основанием для вынесения 26 сентября 2018 г. старшим инспектором Западного межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству А.М. определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследовании.
По итогам административного расследования 29 октября 2018 г. в отношении АК "АЛРОСА" (ПАО) составлен протокол об административном правонарушении N 0223-06-2018.
На основании собранных по делу доказательств, судья Ленского районного суда РС(Я) пришел к выводу о доказанности вины компании в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ.
Между тем, с данным выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ выражается в действии либо бездействии лица при производстве дамб, эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.
Следовательно, для привлечения виновного лица к административной ответственности по этой норме необходимо доказать факт производства дамб, эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, так и угрозу уничтожения в значительных размерах кормовых запасов либо иных тяжких последствий, а также причинно-следственную связь между такими нарушениями и угрозой наступления перечисленных последствий.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, протокол об административном правонарушении не содержит сведений о том, какие именно меры должны были быть предприняты компанией для предотвращения нарушения правил охраны водных биологических ресурсов, вследствие поступления большого объема воды по руслу реки Ирелях, в район отработки месторождения "Иреляхская россыпь" дражным способом.
В ходе производства дела, должностным лицом и судом установлено, что обстоятельства выброса производственных и сточных вод имели место 19 августа 2018 г. в связи с поступлением большого объема воды по руслу реки Ирелях, в район отработки месторождения "Иреляхская россыпь" дражным способом, что повлекло её неконтролируемый перелив с прорывом дамб.
Согласно письму ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации - Мировой центр данных" от 15.02.2019 г. за исх. N 09-174 в период с 15 по 17 августа 2018 г. имели место ливневые дожди продолжительностью от 3 до 12 часов, при этом уровень осадков варьировался в день от 6 мм до 37 мм.
Аналогичные сведения содержатся в письме АМСГ-II Мирный ФГБУ "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 24 августа 2018 г. за сих. N141, также письма Гидрометеорологического центра ФГБУ "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 28 ноября 2018 г. за исх. N 20/6-30-535.
Вместе с тем, компанией предпринимались меры для предотвращения перелива воды в дражных котлованах, в частности, судом было установлено, что 19 августа 2018 г. в 11 часов 30 минут компанией было принято решение по расширению южного водослива дамбы N 7 для увеличения его пропускной способности. После перевозки бульдозера с п.Алмазный на дамбу N 7 в 15 часов 00 минут проведено расширение южного водослива, однако, принятых мер оказалось недостаточно, в связи с чем в 16 часов 45 минут произошел прорыв дамбы N 7, следом дам N 6, 2 и 1.
При этом, согласно заключению государственной экологической экспертизы от 25 ноября 2014 г. N 11, утвержденной приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) от 25 ноября 2014 г. N 1255 проектная документация "Технический проект разработки месторождения "Иреляхский россыпь" открытым и дражным способом", представленных Мирнинским горно-обогатительным комбинатом АК "АЛРОСА" (ПАО) рекомендована к реализации, в том числе отмечено, что материалы соответствуют природоохранному законодательству Российской Федерации и инструктивно-методическим документам в области охраны окружающей среды, имеет общую направленность на соблюдение природоохранных требований и на обеспечение экологической безопасности.
При указанных обстоятельствах, нарушения п.21 Требований, абзаца 2 ст.22, абзаца 1 ст.28 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", ч.1 ст.42, ч.1 ст.61 Водного кодекса РФ, ч.1 ст.34, ч.1 ст.35 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в данном случае не усматривается, поскольку сброс производственных вод имел место в силу погодного явления.
Кроме того, в нарушение требования ч.1 ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не содержит указания на статью КоАП РФ, совершение которой вменяется компании, что является существенным процессуальным нарушением.
Данное обстоятельство оставлено судом без внимания, меры по возвращению протокола в порядке ст.29.4 КоАП РФ не были предприняты.
В силу требований ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.38 КоАП РФ, в отношении АК "АЛРОСА" (ПАО) подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Ленского районного суда РС (Я) от 14 января 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.38 КоАП РФ, в отношении акционерная компания "АЛРОСА" (публичное акционерное общество) - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.