Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., рассмотрев жалобу Землянской И.В. на решение Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Хангаласского филиала акционерного общества "РИК Автодор" Землянской И.В., которым
постановлено:
Признать директора АО "РИК АВТОДОР" Землянскую И.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.34 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя привлекаемого лица Леверьева Д.А, действующего на основании доверенности от _______. N N.., суд
УСТАНОВИЛ:
18 февраля 2019 г. госинспектором по дорожному надзору ОГИБДД ОМВД России по Хангаласскому району Р.В. в отношении директора Хангаласского филиала акционерного общества "РИК Автодор" Землянской И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.34 КоАП РФ, в связи с несоблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, и, которое повлекло причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевших.
12 марта 2019 г. Хангаласским районным судом РС(Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Землянская И.В, обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке статей 30.1, 30.2 КоАП РФ, в которой просит отменить его, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что все необходимые меры по содержанию и очистке РАД "УМНАС" на участке 83 км + 940 м со стороны Хангаласского филиала АО "РИК Автодор" были предприняты. Так, 31 декабря 2018 г. в 14 часов 00 минут был задействован УРАЛ КДМ 43512 для очистки обочин от снега. При этом 01 января 2019 г. согласно протоколу осмотра места происшествия толщина рыхлого снега на обочине составила всего 2 см, когда как в силу государственного стандарта допускается 3(6) см, также замер толщины в соответствии с п.9.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 инспектором ГИБДД не проводился. Согласно фототаблицы на проезжей части отсутствует рыхлый снег, на нём имеется снежно-ледяной накат. В нарушение ОДМ 218.6.01-2015 акт выявленных недостатков составлен без участия представителя эксплуатационной организации. Также судом не дана оценка действиям водителей транспортных средств на предмет соблюдения ими требований Правил дорожного движения РФ. Так, согласно объяснению водителя А.В. ею был превышен скоростной режим на проезжей части на 40 км/ч. Не выяснялось техническое состояние самих транспортных средств, дорожные и метеорологические условия, наличие дорожных знаков о неровном дороге, скользкой дороге, ограничении скорости. Кроме того, в отношении одного из водителей возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.264 Уголовного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель Землянской И.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просит жалобу удовлетворить.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя привлекаемого должностного лица, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч.1 ст.12.34 КоАП РФ признается административным правонарушением несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно части 2 данной статьи те же действия, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего влекут наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями (пункт 14 Основных положений).
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе, перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из материалов дела следует, что по поступившей в 12 часов 25 минут в дежурную часть ОГИБДД по Хангаласскому району информации из ОСМП г.Покровска о дорожно-транспортном происшествии был осуществлен выезд по адресу: 83 км республиканской автодороги "Умнас".
В результате выезда установлено, что около 12 часов 20 минут водитель транспортного средства марки "Nissan Note" с государственными регистрационными знаками N... А.В., направлявшаяся со стороны п.Мохсоголлох в сторону г.Покровск, не справившись с управлением выехала на полосу встречного движения и совершила столкновение с транспортным средством марки "Toyota Corolla" с государственными регистрационными знаками N... под управлением водителя С.А.
Согласно заключениям эксперта Судебно-медицинского отделения Хангаласского района ГБУ РС(Я) "Бюро судебно-медицинской экспертизы" от 28.01.2019 пассажирам транспортного средства марки "Toyota Corolla" И.Д, Т.В, Д.И. причинен средний вред здоровью.
01 января 2019 г. в 13 часов 00 минут инспектором ОГИБДД ОМВД РФ по Хангаласскому району Е.С. составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, которым установлены недостатки на 83 км+940 км: отсутствует грейдирование проезжей части и обочин, присутствует неуплотненный снег и снежно-ледяной накат, чем нарушены требования пунктов 8.1, 8.2, 8.3 ГОСТ Р 50597-2017.
По данному факту должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Хангаласскому району в отношении директора Хангаласского филиала АО "РИК Автодор" Землянской И.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.34 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее определение и по результатам административного расследовании 18 февраля 2019 г. составлен протокол об административном правонарушении.
Решением Хангаласского районного суда РС(Я) Землянская И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.34 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы собранные по делу материалы не указывают о принятии Землянской И.В. необходимых и исчерпывающих мер по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги общего пользования - республиканской автодороги "Умнас" на участке 83 км 01 января 2019 г.
В соответствии с п.8 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Саха (Якутия), утвержденного постановление Правительства РС(Я) от 27.03.2010 N 146 автомобильная дорога "Умнас" включена в Перечень региональных автомобильных дорог, с протяженностью дороги отнесенной к категории III - IV на территории Хангаласского района - 103.95 км.
Согласно п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
В соответствии с таблицей 8.1 срок устранения рыхлого снега на проезжей части категории III - IV (Д, Е) составляет не более 6 часов.
Согласно письму начальника Гидрометеорологического центра ФГБУ "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 10.01.2019 г. за исх. N 20/1-60-12 по данным метеостанции Покровск, количество выпавшего осадка в виде снега на дату 01 января 2019 г. составило 2 мм, при этом продолжительность осадков составила с 07 часов 20 минут 31 декабря 2018 г. по 06 часов 15 минут 01 января 2019 г.
Данное доказательство получено должностным лицом по официальному запросу, в связи с чем, оснований для сомнения в его относимости и допустимости к делу, отсутствуют.
Следовательно, обязанность по очистке автодороги возникла у Хангаласского филиала АО "РИК Автодор" около 06 часов 15 минут, при этом на момент дорожно-транспортного происшествия около 12 часов 20 минут 01 января 2019 г. поверхность дороги содержала рыхлый снег.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 01.01.2019 г. дорога была покрыта снежным покровом (л.д.23), что также подтверждается актом выявленных недостатков от 01.01.2019 г. (л.д.5).
Согласно п.8.2 ГОСТ Р 50597-2017 во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.
Вопреки доводам жалобы указание о допустимой толщине снега в 2 см на обочине по смыслу указанного пункта государственного стандарта следует, что данные критерии относимы к времени снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III, что должно осуществляться с учетом правила указанного в п.8.1.
Доводы об отсутствии применения ОДМ 218.6.01-2015 и составления акта выявленных недостатков без участия представителя эксплуатационной организации, подлежит отклонению.
Так, распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ от 15 июня 2015 г. N 999-р распоряжение Федерального дорожного агентства от 10.11.2014 N 2172-р "Об издании и применении ОДМ 218.6.014-2014 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест и производства дорожных работ" признано утратившим силу.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы жалобы о том, что судом не дана оценка о наличии вины со стороны водителя транспортного средства марки "Nissan Note".
Так, согласно объяснению водителя транспортного средства марки "Nissan Note" А.В. от 01.01.2019, она ехала со стороны п.Мохсоголлох в сторону г.Покровск по РАД "Умнас" и около 12 часов 20 минут на 83 км чуть не доезжая до перекрестка мкр.Зверофермы, её начало заносить в левую сторону дороги, потом в правую, на что она начала прерывисто нажимать на педаль тормоза, чтобы остановиться, в результате выехала на встречную полосу движения. В результате совершила лобовое столкновение с автомашиной "Toyota Corolla" с г/н N... После столкновения её выбросило на обочину, сработала подушка безопасности, у неё скорость была 90 км/ч, при этом автомашина "Toyota Corolla" ехала по своей полосе, ей навстречу.
В жалобе Землянская И.В. указывает, что на данном участке дороги установлены временные знаки: 1.16 "Неровная дорога", 1.15 "Скользкая дорога" и 3.24 "Ограничение скорости".
При этом в ходе рассмотрения дела в районном суде защитником Леверьевым Д.А. давались пояснения о том, что на данном участке дороги имеется ограничение скоростного режима в 50 км/ч.
Аналогичные объяснения даны 13.02.2019 г. представителем Хангаласского филиала АО "РИК Автодор" Самсоновой И.В. государственному инспектору по дорожному надзору ОГИБДД ОМВД России по Хангаласскому району, в частности указано, что для предотвращения и снижения аварийности на данном участке дороги установлены дорожные знаки 1.15 "Скользкая дорога" и 3.24 "Ограничение скорости".
В соответствии с абзацем первым пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
Из протокола судебного заседания от 12 марта 2019 года также следует, что представителем ОГИБДД по Хангаласскому району А.А. даны объяснения о том, что в отношении водителя автомашины марки "Ноут" возбуждено уголовное дело в виду причинения тяжкого вреда здоровью, ведется расследование, на момент рассмотрения дела не окончено (л.д.204).
Согласно ч.1 ст.264 Уголовного кодекса Российской Федерации признается преступлением нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
При этом дополнительные объяснения А.В. от 14.01.2019 г, согласно которым ею даны пояснения, что занос транспортного средства мог произойти вследствие заснеженности участка дороги, в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами, суд находит не имеющими правового значения, поскольку из иных материалов дела следует, что управление транспортным средством ею осуществлялось с нарушением требований п.10.1 Правил дорожного движения РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеуказанные обстоятельства судьей районного суда в нарушение требований ст.24.1, 26.1 КоАП РФ оставлены без внимания и проверки, им не была дана надлежащая оценка, вместе с тем установление причинно-следственной связи между принятием ненадлежащих мер по содержанию дороги ответственным должностным лицом и дорожно-транспортным происшествием повлекшим причинение людям легкого или среднего вреда здоровью влияет на квалификацию правонарушения поч.2 ст.12.34 КоАП РФ.
В данном случае нельзя однозначно утверждать, что дорожно-транспортное происшествие произошло исключительно в связи с ненадлежащей очисткой дороги от рыхлого снега, снежно-ледового наката, поскольку с другой стороны имеются доказательства, указывающие на обстоятельство того, что оно могло произойти по вине водителя транспортного средства марки "Nissan Note".
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация действий Землянской И.В. согласуется с положениями пункта 20 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение судьи Хангаласского районного суда РС(Я) от 12 марта 2019 г, подлежит изменению путем переквалификации совершенного Землянской И.В. деяния на часть 1 статьи 12.34 данного Кодекса.
Санкция ч.1 ст.12.34 КоАП РФ предусматривает административное наказание для должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Учитывая характер совершенного Землянской И.В. административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю необходимым назначить ей административное наказание по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Обстоятельств ухудшающих положение директора Хангаласского филиала акционерного общества "РИК Автодор" Землянской И.В. при данной переквалификации, не установлено.
Кроме того, судом установлено нарушение, допущенное судом в части формы судебного акта, принимаемого по результатам рассмотрения дела.
Согласно ст.29.9 КоАП РФ в случае назначения административного наказания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи Хангаласского районного суда РС(Я) от 12 марта 2019 г. N 5-11/2019, вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит изменению путем указания на принятие данного судебного акта в форме постановления.
В остальной части решение судьи Хангаласского районного суда РС(Я) от 12 марта 2019 г. N 5-11/2019 подлежит оставлению без изменения.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности в размере трёх месяцев в соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ в данном случае не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора Хангаласского филиала акционерного общества "РИК Автодор" Землянской И.В. изменить, указать, что данный судебный акт принят в форме постановления.
Также переквалифицировать совершенное названным лицом деяние с части 2 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив директору Хангаласского филиала акционерного общества "РИК Автодор" Землянской И.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В остальной части данный судебный акт оставить без изменения, жалобу Землянской В.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.