Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Алекс" на решение Верхневилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2019 года,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Алекс"
установил:
Постановлением руководителя Верхневилюйской инспекции государственного экологического надзора при Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) N3 от 27 ноября 2018 г. юридическое лицо ООО "Алекс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Вехневилюйского районного суда РС(Я) от 15 января 2019 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора ООО "Алекс" Александрова А.А. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник Тумусов А.С. обратился с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения судьи как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание Александров А.А. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 25.1 КоАП РФ, дело подлежит рассмотрению в отсутствие Александрова А.А.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражения Министерства Экологии РС(Я) на нее, выслушав объяснения представителя Мин Экологии РС(Я) Дьячковской А.А, защитника Тумусова Ф.Д, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность.
В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки ООО "Алекс", проведенной 09 ноября 2018 г. комиссией в составе: пом. прокурора Игнатьевой А.А, государственного инспектора охраны природы Никифорова В.П. установлено, что: в предприятии образуются опасные отходы 1 класса - ртутьсодержащие люминесцентные лампы. Не составлены паспорта опасных отходов, не проводится инвентаризация опасных отходов, не разработана инструкция по организации сбора, накопления и использования, обезвреживания, транспортирования и размещения ртутьсодержащих ламп, не назначено лицо ответственное за обращение с указанными отходами, на 2018 г. отсутствуют нормативы образования отходов.
По результатам проверки 27 ноября 2018 г. в отношении юридического лица ООО "Алекс" составлен протокол об административном правонарушении N03 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Алекс" административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судом были правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал правильную юридическую оценку действиям и пришел к обоснованному выводу о виновности указанного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя допущено не было.
Согласно ч. 3.2, 3.23 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, принятие мер к устранению нарушений и с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд считает возможным назначить наказание ниже низшего предела санкции ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, что факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита.
Применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей к Обществу с ограниченной ответственностью "Алекс" в данном конкретном случае носит неоправданно высокий размер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины общества, привлеченного к ответственности.
Принимая во внимание, что наказание должно отвечать целям административного наказания, одной из которых является предупреждение совершения административных правонарушений в дальнейшем, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, устранение выявленных нарушений, суд полагает возможным изменить наказание в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
С целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, суд считает возможным снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела, до 50 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
определил:
Постановление руководителя Верхневилюйской инспекции государственного экологического надзора при Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) N3 от 27 ноября 2018 г. и Решение Верхневилюйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "Алекс" - изменить, снизив Обществу с ограниченной ответственностью размер административного штрафа до 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Судья Г.А. Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.